“Ника” продолжает полет

Здесь, где раньше была Опера Зимина, а затем филиал Большого театра, а теперь работает театр “Московская оперетта”, прошла Двадцать вторая церемония награждения национальной кинематографической премии “Ника” за 2008 год. Чтобы узнать, кому улыбнется крылатая богиня, мы и отправились на Большую Дмитровку.

Премия “Ника” с первых дней ее создания была очень принципиальной, очень современной и патриотической, потому что ее главной задачей было поддержать национальную киноиндустрию и национальное искусство, – сказал в своем приветственном слове президент Российской академии кинематографических искусств Алексей Баталов. – Это то, что искусствоведы называют “гамбургским счетом” – не количество проданных билетов, не сомнительные оценки служащих газетным олигархам критиков, не обычные товарищеские междусобойчики, а профессиональная оценка 650 всеми уважаемых кинематографистов России определяет качество нового российского кино.

Традиционно это была не просто церемония, а великолепно выстроенный и проведенный на высоком художественном уровне шоу-спектакль. Главным героем вечера, тоже традиционно, были не обладатели “Ники”, а ведущий церемонии, один из создателей “Ники” Юлий Гусман (на фото). Однако было заметно, что неунывающий шоумен постарел, но у него были очаровательные соведущие, правда, запомнилась из пяти помощниц только блистательная Лариса Удовиченко, а остальные юные красавицы померкли на ее фоне.

На сцене были установлены, что вполне логично, декорации недавней премьеры оперетты – мюзикла “Монте Кристо”. Складывалось впечатление, что литературно-киношный граф устраивал карнавал в честь номинантов и лауреатов премии “Ника”. Естественно, они были другие, чем на январском “Золотом Орле”. И мне показалось, что критика “Орла”, прозвучавшая в некоторых выступлениях участников концертной части “Ники”, была не вполне корректна и отдавала дурным вкусом.

Правда, в одном “Золотой Орел” и “Ника” были единодушны. В номинации “Лучшая сценарная работа” и “Орел”, и “Ника” вручили приз Петру Луцику и Алексею Саморядову за сценарий фильма “Дикое поле”. Эти два человека были неразлучны. Они были единой душой. В 1994 году в Ялте нелепо погибает Алексей, а осенью 2000 года умирает Петр. Около двадцати лет их сценарий ждал экранного воплощения, пока за него не взялся режиссер Михаил Калатозишвили, который снял удивительно проникновенный фильм.

А теперь об основных лауреатах “Ники” (о специальных премиях мы уже писали в одном из ближайших номеров). Лучшей анимационной картиной стала лента Константина Бронзита “Правдивая история о трех поросятах”. В номинации “Лучший неигровой фильм” признана картина “Анастасия” Виктора Лисаковича. Героиня ленты – русская эмигрантка, которая последние девяносто лет живет в Тунисе. Несмотря на преклонный возраст, она продолжает активную жизнь, помнит и любит Россию. После получения “Ники” В.Лисакович позвонил в Тунис и поздравил героиню своего фильма с победой.

Несколько неожиданным был выбор лучшего фильма стран СНГ и Балтии – “Райские птицы” Романа Балаяна. Картина откровенно слабая и на фоне четырех других картин, представленных в этой номинации, проигрывала по всем статьям. Сложилось впечатление, что киноакадемики просто не видели работы других номинантов, а балаяновская картина показывалась и на ММКФ, и на других российских кинофестивалях, где ее как раз и могли увидеть киносудьи.

В номинациях “Лучшая женская/мужская роль второго плана” лауреатами стали Анна Михалкова (“Живи и помни”) и Роман Мадянов (“Дикое поле”). Это действительно великолепные работы и награды получили те, кто их по-настоящему достоин. Впрочем, и победители в номинации “Лучшая женская/мужская роль” – Дарья Мороз (“Живи и помни”) и Олег Долин (“Дикое поле”) не вызывают никаких сомнений.

Приз за лучшую режиссерскую работу уехал в Санкт-Петербург. Обладателем “Ники” стал Алексей Герман-мл. за картину “Бумажный солдат”. А главная “Ника” – “Лучший игровой фильм” – разыгрывалась между тремя фильмами – “Бумажный солдат”, “Дикое поле” и “Стиляги”. Эти картины выдвигались на “Нику” по шести номинациям. Удача сопутствовала “Стилягам” Валерия Тодоровского. Но поверьте, выглядело это несколько странным. На мой взгляд, академики явно погорячились. Фильм о жизни в советскую эпоху, конечно, сделан профессионально, но не больше того. Его конкуренты выглядели более значительными, весомыми, интересными даже в плане изобразительном, не говоря уже о содержательной стороне.

И опять же традиционно имел успех “Кинокапустник” “Ники”, отразивший взгляд наших кинодеятелей на мировой финансовый кризис. В этот вечер киношники много смеялись над ним, похоже, они просто не воспринимают его всерьез.

Все, кто был на церемонии, вспомнили тех мастеров экрана, кто покинул нашу грешную землю в прошлом году. Потери невосполнимые. Своеобразным реквиемом стала песня, которую с экрана пел Муслим Магомаев, а на сцене ему “помогала” Тамара Гвердцители. А финал праздника, уже за полночь, как и полагается, стал своеобразным апофеозом в честь великого искусства кино. Вновь выше всяких похвал была Гвердцители. Гимн “Ники”, написанный композитором Алексеем Горнизовым, прозвучал в ее исполнении мощно и величественно. Как и подобает настоящему гимну.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Такая разная А.Б.П.
Люди & Вещи
Вадим Степанцов: «Великое и смешное»
Мальчик с дедушкой дружил


««« »»»