Хворостовский на Пасху

Только на два дня, совпавшие с пасхальными праздниками, прилетел в Москву, вырвав 48 часов из своего напряженного ковент-гарденовского графика, Дмитрий Хворостовский. Первый день – пресс-конференция и подготовка к концерту, второй день – благотворительный концерт в Большом зале Московской консерватории, посвященный памяти Георгия Свиридова.

Пресс-конференция, концерт, его программа и учреждение Благотворительного фонда – все связано одним именем – Георгий Васильевич Свиридов, последний русский классик ХХ века, как называет его Хворостовский. Идея концерта принадлежит певцу, финансовая поддержка идеи – Национальному резервному банку – генеральному спонсору концерта.

После безвременной кончины Г.Свиридова его вдова Эльза Густавовна высказала мысль о необходимости создания Благотворительного фонда композитора. НРБанк стал одним из его соучредителей и активно включился в работу. В попечительский совет фонда вошло немалое число видных деятелей культуры России во главе с Дмитрием Лихачевым, среди них и Дмитрий Хворостовский.

– Когда скончался Георгий Васильевич, я был так занят в спектаклях Ковент-Гардена, готовилась премьера, что не смог прилететь даже на похороны, – говорит певец. – И вот только теперь получил возможность своим концертом сделать вклад в благотворительную деятельность фонда Свиридова. Уже несколько лет я исполняю в концертах вокальные циклы Георгия Васильевича: “Отчалившую Русь” на стихи Сергея Есенина, “Петербург” на стихи Александра Блока. Наша первая встреча с композитором состоялась в 93-м году, когда я уже подготовил “Отчалившую Русь”, Свиридов внимательно меня прослушал и высказал одобрение моей интерпретации, сделав при этом замечания по всему ходу исполнения.

Исходя из собственного богатого концертного опыта, а Хворостовский, как известно, уже давно выступает на лучших концертных площадках мира, музыка Свиридова до сих пор остается малоизвестной за пределами России. И певец считает своим долгом быть пропагандистом этой гениальной музыки всюду, где ему доводится петь. Его первое исполнение “Отчалившей Руси” в Америке состоялось в 94-м году в Лос-Анджелесе. Публика была чисто американская, Хворостовский пел на русском языке, но успех был ошеломительный. Люди аплодировали стоя и плакали. А не так давно Хворостовский исполнил “Петербург” в Карнеги-Холл и тоже с большим успехом, как у публики, так и у критики. Пресса была очень хорошая. Хворостовский вспоминает, как тогда, в Лос-Анджелесе, присутствовавший на концерте директор Австралийского музыкального фестиваля был так потрясен музыкой Свиридова, что тут же пригласил певца в Австралию с его вокальными циклами. Работу над “Петербургом” Хворостовский и его постоянный партнер – пианист Михаил Аркадьев начали еще в 1995 году, представив первые версии в концертах фестиваля, посвященного восьмидесятилетию композитора. Мировая премьера полностью завершенной поэмы состоялась в мае 1996 года в Лондоне в присутствии автора.

В программе нынешнего концерта Хворостовского “Петербург” был исполнен во втором отделении после “Песен об умерших детях” Густава Малера, вокальном цикле, исполняемом редко и немногими певцами во всем мире. А здесь в своеобразное созвучие вступили музыкальные памятники первых и последних лет уходящего ХХ века, что придало концерту 20 апреля в консерватории особый смысл и совершенно уникальную значимость.

О создании Благотворительного фонда Свиридова Хворостовский узнал от Эльзы Густавовны, а с представителями НРБанка познакомился на пресс-конференции.

– Мы не ради рекламы занимаемся благотворительной деятельностью, – говорит Анатолий Данилецкий, первый заместитель председателя правления Национального резервного банка. И далее следует такой огромный перечень учреждений и организаций искусства и культуры, а также отдельных творческих деятелей, которым помогает банк, что для их перечисления потребовалась бы отдельная статья. Здесь и коллектив театра “Мастерская Петра Фоменко“, которому банк выделяет средства на ремонт помещения; и Рахманиновское общество с его Вторым Международным конкурсом, проведенном в августе прошлого года при участии музыкантов из 33 стран мира; и Международная российско-итальянская литературная премия “Москва-Пенне”, лауреатами которой стали Людмила Петрушевская, Валентин Распутин, Виктория Токарева, Фазиль Искандер и другие писатели, включая молодых; и галерея “Дом Нащокина“, и конкурс молодых кинематографистов, и т.д. и т.п. Словом, только за 1996-1997 годы НРБанком на благотворительную деятельность было потрачено 25 млрд. рублей. И вот теперь – фонд Георгия Свиридова с проектом обширной издательской программы, международными конкурсами, концертами и фестивалями, фонографическим изданием наследия Свиридова и еще множество других проектов.

С огромным успехом выступив 20 апреля в Большом зале консерватории, где в тот вечер яблоку негде было упасть, Хворостовский улетел обратно в Лондон. Но с твердым обещанием летом побывать с концертами в Петербурге, Прибалтике, Киеве и российской провинции, включая родной Красноярск, где споет свиридовские циклы, а в октябре снова выступит в Москве. Не без поддержки НРБанка, разумеется.

И глядя на ладную, крепкую фигуру артиста нормального среднего роста, его совершенно белые по плечам волосы, обрамляющие молодое, симпатичное, чисто русское лицо, невольно подумалось: и этого полного жизни и энергии человека, блистательного певца, обладающего уникальным голосом, отклонил в свое время Большой театр под глупейшим предлогом “а что он будет петь с его маленьким ростом?” Может быть, это и легенда, но она упорно ходила по Москве, когда Хворостовский, отвергнутый первым оперным театром страны, покидал Россию. В поисках славы за ее пределами. И слава сама нашла его и не отпускает уже который год, а он рвется на родину и готов бесплатно петь для своих российских слушателей. Парадоксы истории, гримасы жизни.

Наталия БАЛАШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Уикенд №16-1998
ПИРАТЫ ПОХИТИЛИ СИНГЛ ГРУППЫ В-52
“КИНОТАВР” НА НОСУ, НО ЛЬГОТНЫЕ ПУТЕВКИ ЕЩЕ ПРОДАЮТСЯ
ЖУРНАЛИСТЫ ГУЛЯЮТ…
“Горячая Десятка ТРИ” – очень горячее шоу в “Метелице”!
“СТО ВСТРЕЧ, ИЛИ ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ”
A&T TRADE ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ
КРИС КЕЛЬМИ ЗНАЕТ КАК! И УМЕЛО ЭТИМ ПОЛЬЗУЕТСЯ
АБДУЛОВ: ИНАЯ СТОРОНА КУЛЬТУРЫ
Внеплановый концерт
КТО ПОЛУЧИТ “БЕНУА ДЕ ЛЯ ДАНС”?
ГРАДСКИЙ И ЧАЙКОВСКИЙ
“ВПЕРЕД! СМЕЛЕЕ!” – СКАЗАЛ ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ
ДВЕ ЖИЗНИ – ОДНА СУДЬБА
Коротко №16-1998
КРИСУЛЬКИ ОТ ВУЛЫХА
Здравствуй, “МузПравда”!
А.К. ЛЮБИТ ФРАНЧЕСКО СМАЛЬТО
Здравствуй, “МузПравда”!
СО СЛОВОМ ОСТОРОЖНЕЕ!
Всем привет!
Здравствуйте, “Музыкальная Правда”!
“ДЕЛЬФИН”, ЮЖНОСАХАЛИНСКАЯ КРЕВЕТКА
СОЛЬНЫЙ АЛЬБОМ БРАЙАНА МЭЯ
НОВЫЙ ДИСК РОДА СТЮАРТА
ПОБЕДИТЕЛЕЙ MTV MOVIE AWARDS ВЫБИРАЮТ ЗРИТЕЛИ
SPICE GIRLS ОБЪЯВИЛИ ДАТУ СВОЕГО ТУРА
“АКАДЕМИЯ”: СТАРЫЕ ИДЕИ ПО-НОВОМУ
ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ “ОТПЕЛ СВОЕ”
РОБИН УИЛЬЯМС ПЛОХО ПАХНЕТ, А СЛЭШ БОИТСЯ ЖЕНЫ
АКИМ САЛБИЕВ – САМ СЕБЕ… ПУШКИН
ФРЭНК СИНАТРА ЖИВ-ЗДОРОВ
ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ ДЖОРДЖА МАЙКЛА
МАЙКЛ ДЖЕКСОН БОИТСЯ АСТЕРОИДОВ
СЛЭШ И СТРИПТИЗЕРШИ


««« »»»