Только на два дня, совпавшие с пасхальными праздниками, прилетел в Москву, вырвав 48 часов из своего напряженного ковент-гарденовского графика, Дмитрий Хворостовский. Первый день – пресс-конференция и подготовка к концерту, второй день – благотворительный концерт в Большом зале Московской консерватории, посвященный памяти Георгия Свиридова.
Пресс-конференция, концерт, его программа и учреждение Благотворительного фонда – все связано одним именем – Георгий Васильевич Свиридов, последний русский классик ХХ века, как называет его Хворостовский. Идея концерта принадлежит певцу, финансовая поддержка идеи – Национальному резервному банку – генеральному спонсору концерта.
После безвременной кончины Г.Свиридова его вдова Эльза Густавовна высказала мысль о необходимости создания Благотворительного фонда композитора. НРБанк стал одним из его соучредителей и активно включился в работу. В попечительский совет фонда вошло немалое число видных деятелей культуры России во главе с Дмитрием Лихачевым, среди них и Дмитрий Хворостовский.
– Когда скончался Георгий Васильевич, я был так занят в спектаклях Ковент-Гардена, готовилась премьера, что не смог прилететь даже на похороны, – говорит певец. – И вот только теперь получил возможность своим концертом сделать вклад в благотворительную деятельность фонда Свиридова. Уже несколько лет я исполняю в концертах вокальные циклы Георгия Васильевича: “Отчалившую Русь” на стихи Сергея Есенина, “Петербург” на стихи Александра Блока. Наша первая встреча с композитором состоялась в 93-м году, когда я уже подготовил “Отчалившую Русь”, Свиридов внимательно меня прослушал и высказал одобрение моей интерпретации, сделав при этом замечания по всему ходу исполнения.
Исходя из собственного богатого концертного опыта, а Хворостовский, как известно, уже давно выступает на лучших концертных площадках мира, музыка Свиридова до сих пор остается малоизвестной за пределами России. И певец считает своим долгом быть пропагандистом этой гениальной музыки всюду, где ему доводится петь. Его первое исполнение “Отчалившей Руси” в Америке состоялось в 94-м году в Лос-Анджелесе. Публика была чисто американская, Хворостовский пел на русском языке, но успех был ошеломительный. Люди аплодировали стоя и плакали. А не так давно Хворостовский исполнил “Петербург” в Карнеги-Холл и тоже с большим успехом, как у публики, так и у критики. Пресса была очень хорошая. Хворостовский вспоминает, как тогда, в Лос-Анджелесе, присутствовавший на концерте директор Австралийского музыкального фестиваля был так потрясен музыкой Свиридова, что тут же пригласил певца в Австралию с его вокальными циклами. Работу над “Петербургом” Хворостовский и его постоянный партнер – пианист Михаил Аркадьев начали еще в 1995 году, представив первые версии в концертах фестиваля, посвященного восьмидесятилетию композитора. Мировая премьера полностью завершенной поэмы состоялась в мае 1996 года в Лондоне в присутствии автора.
В программе нынешнего концерта Хворостовского “Петербург” был исполнен во втором отделении после “Песен об умерших детях” Густава Малера, вокальном цикле, исполняемом редко и немногими певцами во всем мире. А здесь в своеобразное созвучие вступили музыкальные памятники первых и последних лет уходящего ХХ века, что придало концерту 20 апреля в консерватории особый смысл и совершенно уникальную значимость.
О создании Благотворительного фонда Свиридова Хворостовский узнал от Эльзы Густавовны, а с представителями НРБанка познакомился на пресс-конференции.
– Мы не ради рекламы занимаемся благотворительной деятельностью, – говорит Анатолий Данилецкий, первый заместитель председателя правления Национального резервного банка. И далее следует такой огромный перечень учреждений и организаций искусства и культуры, а также отдельных творческих деятелей, которым помогает банк, что для их перечисления потребовалась бы отдельная статья. Здесь и коллектив театра “Мастерская Петра Фоменко“, которому банк выделяет средства на ремонт помещения; и Рахманиновское общество с его Вторым Международным конкурсом, проведенном в августе прошлого года при участии музыкантов из 33 стран мира; и Международная российско-итальянская литературная премия “Москва-Пенне”, лауреатами которой стали Людмила Петрушевская, Валентин Распутин, Виктория Токарева, Фазиль Искандер и другие писатели, включая молодых; и галерея “Дом Нащокина“, и конкурс молодых кинематографистов, и т.д. и т.п. Словом, только за 1996-1997 годы НРБанком на благотворительную деятельность было потрачено 25 млрд. рублей. И вот теперь – фонд Георгия Свиридова с проектом обширной издательской программы, международными конкурсами, концертами и фестивалями, фонографическим изданием наследия Свиридова и еще множество других проектов.
С огромным успехом выступив 20 апреля в Большом зале консерватории, где в тот вечер яблоку негде было упасть, Хворостовский улетел обратно в Лондон. Но с твердым обещанием летом побывать с концертами в Петербурге, Прибалтике, Киеве и российской провинции, включая родной Красноярск, где споет свиридовские циклы, а в октябре снова выступит в Москве. Не без поддержки НРБанка, разумеется.
И глядя на ладную, крепкую фигуру артиста нормального среднего роста, его совершенно белые по плечам волосы, обрамляющие молодое, симпатичное, чисто русское лицо, невольно подумалось: и этого полного жизни и энергии человека, блистательного певца, обладающего уникальным голосом, отклонил в свое время Большой театр под глупейшим предлогом “а что он будет петь с его маленьким ростом?” Может быть, это и легенда, но она упорно ходила по Москве, когда Хворостовский, отвергнутый первым оперным театром страны, покидал Россию. В поисках славы за ее пределами. И слава сама нашла его и не отпускает уже который год, а он рвется на родину и готов бесплатно петь для своих российских слушателей. Парадоксы истории, гримасы жизни.
Наталия БАЛАШОВА.