В июне 1997 года президент Ельцин Б.Н. подписал принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Закон вступил в силу с 1 февраля 1998 года.
По этому закону пенсия теперь рассчитывается исходя из так называемого “коэффициента пенсионера”. Размер пенсии будет равен произведению индивидуального коэффициента пенсионера на среднемесячную зарплату в стране за предшествующий квартал. При этом закон предусматривает ежеквартальную индексацию пенсий в зависимости от увеличения среднемесячной зарплаты в стране.
При этом новый Федеральный закон не отменяет Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, а вносит в него лишь некоторые, но подчас существенные, изменения. Так, теперь в трудовой стаж не включается уход за инвалидом, уход за ребенком до 3 лет и время беременности, проживание жен военнослужащих в местностях, где они не могли трудиться по специальности, а также проживание за границей жен работников российских зарубежных предприятий.
Но это далеко не все. Министерство труда и социального развития и Пенсионный фонд также решили приложить свою руку к увеличению этих ограничений. В своих “Рекомендациях по реализации Федерального закона” от 21 июля 1997 года под номером 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, выпущенных 1 декабря 1998 года за № 5981, Министерство труда и Пенсионный фонд “рекомендовали” не учитывать при подсчете стажа учебу в средних специальных и высших учебных заведениях и в аспирантуре, а также считать не год за три, как было раньше, а календарно время, проведенное на фронтах Великой Отечественной войны, в лагерях, тюрьмах и ссылке во время необоснованных репрессий и в блокадном Ленинграде.
В законе от 21 июля 1997 года единственное место, где говорится о каком-то уменьшении по сравнению с законом от 20 ноября 1990 года периодов, включаемых в трудовой стаж, это пункт “б” измененной статьи 7, который гласит: “При определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с настоящей статьей учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом “ж” ст. 92 закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов “а” и “е” статьи 92. При этом часть вторая статьи 16 закона не применяется”.
Здесь совершенно четко и недвусмысленно говорится, по каким статьям учитываются календарно периоды работы – по 89-й, 90-й и пункт “ж” статьи 92. На каком же основании “Рекомендации” устанавливают тот же календарный учет и для статьи 94, где говорится о льготном исчислении стажа для фронтовиков, участников войны 1941 – 1945 годов, необоснованно репрессированных граждан и блокадников Ленинграда?
Ни слова, ни полслова об этом в новом законе, подписанном президентом, нет. Нужно иметь поистине девальвированную или деноминированную совесть, чтобы приравнять год в окопах под вражеским огнем ,или год в ГУЛАГовском аду, или год в осажденном Ленинграде году спокойной жизни у станка или в конторе. Очень хотелось бы взглянуть в глаза этому, вероятно, еще сравнительно молодому человеку, который это придумал.
Нам думается, что и Генеральная прокуратура РФ должна в этом случае сказать свое слово. Так кто же у нас главный в стране: президент – гарант Конституции или главный чиновник Министерства труда?
Георгий БОЛЬЦ,
член правления Московской ассоциации жертв незаконных репрессий.