В рекламно-агитационной кампании, развернутой по поводу тогда еще только грядущих 22 – 23 декабря концертов “Агаты Кристи” в Лужниках (которых уже в столице за минувший год?), меня заинтересовало одно: достаточное для того, чтобы по-стариковски сладко рассказывать потом об этом выводку лыбящихся внуков с нотками гордости в дребезжащем голосе. Иначе говоря, организаторы, в лице “Rice Music” прежде всего, в открытую заявили о своих нешуточных намерениях переплюнуть столь же пафосно обставленную когда-то презентацию диска “Опиум” в ГЦКЗ “Россия”. Попытка не пытка.
Если честно, то сладким сказкам этим верилось с трудом. Учитывая, что предыдущий Лужниковский перформанс Шевчука с нетленным “ДДТ” оставил в памяти поприсутствовавших на нем лишь воспоминания о плохом звуке да гулявших по залу сквозняках, можно было легко представить себе, что на самом деле ожидало зрителей и на “Агате Кристи”: так, рядовое “сшибалово” неостриженных еще кустов – читай рядовой, (наверное, даже для провинции) плановый концерт.
Коли вы видели это “шоу”, вы должны со мной согласиться. Сцена не была оформлена ни граммом декораций, не говоря уже о телемониторах, транслировавших, как в феврале, видеоряд на каждую песню. Забавно, но вспоминаются уверения менеджмента музыкантов о том, что с ног до головы обставленную сцену, увиденную однажды в “России”, они прокатают с собой по всей стране. Что же, на подобающее завершение тура ее не хватило? Или неправдой были пустые слова?
Другой характерной чертой выступления стало практически полное отсутствие в программе номеров из ранних работ “Агаты” (за исключением единственного и неповторимого “Вива, Кальман!”), которые я – уверен, как и масса поклонников группы – считаю “золотым” периодом в творческой жизни коллектива. Верхом коммерциализации зажравшихся екатеринбуржцев явился упор на два попсовейших последних альбома в пику действительно будоражащему в былые времена кровь “Коварству и любви”. Причем с течением времени, прошедшего с момента выхода последнего “шедевра” в свет, даже манера его подачи, сама фактура звука исказилась в сторону “попса” до неузнаваемости.
Обозревая публику, тем не менее заполнившую зал где-то на три четверти, нельзя не отметить поголовное превосходство сопливых девчушек (прямо-таки самый большой в стране детский сад, “одуванчики: девочки и мальчики”), полубессмысленно сотрясающих воздух ручонками да бросающихся то ли в рыдания, то ли в странный гортанной природы рык, заслышав незамысловатые штампы и эрзацы типа “Мне плевать, ведь это их дерьмо” (“это кр-рр-руто!” – следует реакция зала) или “Эй, сестра, лезь ко мне на нары и будем воевать” (“еще кр-рр-руче!” – извергается из носоглоток тинэйджеров). На этом фоне смешной и глупой кажется претензия идеолога “ансамбля” (так теперь модно называться бывшим рокерам) Глеба Самойлова на “глубокую” философию, которая взаправду и гроша ломаного не стоит, поскольку надумана и лишена жизненного смысла. О чем вообще можно говорить, если одно лишь суетливое упоминание каких-то там ангелов и сатаны приравнивается им самим (хорошо образованным, надеюсь, человеком) к вещанию истины. Но то, что стоит за брошенным с трибуны словом (точнее будет как раз то, что за ним ничего не стоит), теперь никого не интересует.
Грустно наблюдать все это. И противно. Настолько противно, что и писать-то дальше не хочется. Быть может, кому-то покажется, что я сужу “Агату Кристи” по слишком высокой планке или вообще несправедлив к ним. Ради Бога, пожалуйста. Но факт останется фактом: я на следующий их концерт уже не пойду. И вам не советую.
Константин САВОСЬКИН.