ХОРОШЕГО ПОМАЛЕНЬКУ

Рубрики: [Музыка]  

(“Ногу свело!” в “России”)

Вы никогда не задавались таким вопросом: откуда берется мода на экстремизм? Мода на экстремизм в одежде, мода на экстремизм в музыке. Кто ее (эту моду) выводит, и почему она приживается?

Вот, например, взять упомянутых в заголовке “Ногу свело!”. Жила-была себе средней руки альтернативная группа, не сильно котирующаяся даже в среде крепких тусовщиков из существовавшей некогда московской рок-лаборатории. Выпускала альбомы, потом записала пластинку на фирме “Мелодия” (у меня есть экземпляр – до сих пор, кстати, пылится где-то на полке), давала полупьяные концерты во всевозможных ДК. Ничем особенным, короче, не блистала. А потом: бац! И стали ребята суперпопулярными (или модными – называйте, как хотите), да еще в такое-то время. И я искренне за них радовался. Какая-никакая, “Нога” – это была МУЗЫКА, не позорный попс.

Но больше, если честно, в моих чувствах относительно общественного резонанса на их творчество в последний год было удивления. “Ну хорошо, – думал я. – Ну есть у них “Хару Мамбуру” – замечательный рисованный клип. Но больше-то ведь нет НИЧЕГО!” Так я пытался объяснить самому себе необъяснимый феномен. И ждал, что Макс Покровский с друзьями положит конец моим терзаниям с выходом новой программы. Так я попал 8 ноября, вечером в “Россию”, где презентовался (как же навязло на зубах это слово!) диск “Сибирская любовь”.

Одноименная песня – явный фаворит – была спета до этого момента в публичных местах не одну тысячу раз и многим являлась хорошей знакомицей. Поэтому публика собралась. Не могу сказать, чтобы это был полный аншлаг, который некоторые братья-журналисты усмотрели днем раньше, в выходной, и сразу поспешили обозвать концерт “главным событием недели” – но потолкаться в гардеробе, чтобы получить по окончании шоу свою одежду все же пришлось. Правда, разнообразие в это вносило то, что бок о бок с тобою “толкались” разные знаменитости (вроде Сергея Галанина), встреченные неожиданно друзья детства и иногда даже бывшие подружки. Но то было уже эпилогом к концерту.

Прелюдией же в очередной раз (после “Крыльев” “Нау”) стал симфонический оркестр – теперь училища имени Гнесиных. И вслед, соответствуя заданному образному ряду, “Нога” появилась на сцене в костюмах и галстуках (однако по ходу действия и в результате двух капитальных переодеваний те улетучились). Первые две песни музыканты отыграли на “ура”, хотя они не были очень-то уж хитовыми: и зал “завелся”. Потом пошло-поехало в том же духе, но к шестому-седьмому номерам, еле отличимым от предыдущих пяти да и, как выяснилось позже, от всех последующих, “завод” сошел на нет и так и не вернулся до конца концерта. Обилие старых песен только усугубляло положение, вот только “Хару Мамбуру” по обыкновению принимали тепло.

Все это в итоге выглядело достаточно скучно, и на тот счет, почему так вышло, у меня есть свое соображение.

На мой взгляд, “Ногу свело!” – действительно рядовая команда, которой почему-то крупно повезло. И в первую очередь повезло с тем, о чем я уже говорил – С КЛИПОМ “Хару Мамбуру”, фактически выведшим их в люди. Он, конечно же, был весьма самобытен КАК КЛИП, не зря снискал лавры победителя на одном из ежегодных фестивалей “Поколение”, но песней был всего-навсего ОЗВУЧЕН.

Так и повелось: “Нога” стала работать в эстетике “видео”. Много крика, много шума, суматоха, частая смена сценических костюмов у фронтмэнов и наиболее заметного атрибута – головного убора – у барабанщика, “оригинальные” закидоны Покровским левой ноги (когда ее “сводит”) – другими словами, атака на уши, на глаза и на психику. Большой минус посредственного вокала был компенсирован огромным плюсом своеобразного тарабарско-англо-немецкого языка, который, если честно, чем меньше слышно в реве динамиков, тем лучше. Чистый “экшн”, никакой музыкальной ценности.

И вот этот “экшн” попал в академические стены “России” и цепкие лапы ее строгой охраны. Партер зачем-то сидел, а от сцены с бегающим по ней взад-вперед М.Покровским публику отделял глубокий ров с единственно свободно танцующим на данном концерте оркестром, который “отрывался в танце”, когда не был занят в аккомпанементе. Веселые же (по задумке устроителей) “примочки” в лице мужеского хора ФСБ и дрыгающихся в свете лазеров редких моделей-танцовщиц, а также чудаковатые выходки “уникальной для всей страны” духовой группы добавляли веселья разве лишь самим артистам – слишком далеки они были от народа.

Не то требовалось зрителям от “Ноги”, не то! Но что?

Я хорошо помню их выступление на памятном “Максидроме”. Пять-шесть наиболее заметных вещей они отыграли с фурором, на едином дыхании. В череде традиционностей – “ЧайФа”, “Мегаполиса” и “Чижа” – их оригинальность была не то чтобы очевиднее – просто короче, ярче и свежее. А на сцене “России” претензией на серьезность ее возвели в ранг двухчасового занудства.

Все хорошо в меру, вот что я вам скажу, уважаемые. Даже в таких крайностях, как альтернативная музыка. Хотя, с другой стороны, что такое “альтернативная музыка в меру”?

Константин САВОСЬКИН.

Фото Дениса ГРИШКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АЛЕКСАНДР НОВИКОВ. СКАНДАЛЬНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ
ШАНДОР И РОД НАШ
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ПЕВИЦА LISA LOEB
ВОНЗЕННЫЙ СТЯГ
БЕШЕНЫЙ РИТМ БОЛЬШОГО ГОРОДА
“АКУЛЫ ПЕРА” ЭФИР – 20.11.95.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ
ЧТО В “АРЛЕКИНО”
КЛУБ-КАЗИНО “ВАЛЕРИЯ”
“REC RECORDS NEWS” (№18)
БОМОНД В “ВАРШТАЙНЕРЕ”
РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ – ЭТО НЕ СОПЛИ, А ИГРА В ПРЯТКИ С ЗАКАТОМ
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР. В ЭФИРЕ ОБОЗ!


««« »»»