Возвращение Вертинского

Молодой актер Сергей ФЕДОТОВ знаком театралам не только двух российских столиц, но и любителям драматического искусства десятков других городов страны, где уже не один год с огромным успехом идет его моноспектакль “Желтое танго”, посвященный жизни и творчеству великого русского артиста Александра Вертинского.

В жизни Сергей Федотов не слишком заметен. Он оживает, начинает светиться изнутри, “завораживает” вас своими ролями, буквально преображаясь на глазах. Вот тогда вы попадаете во власть артиста, одаренного не столько внешней привлекательностью, сколько способностью приближать к нам, делать зримыми таинственные процессы внутреннего мира человека, покоряя сложным изяществом и обаянием интенсивных духовных поисков. В спектакле “Желтое танго” на сцене артист нет, не показывает, – проживает жизнь великого Вертинского и множества других персонажей, встречавшихся с Александром Николаевичем на протяжении долгих лет его скитаний по миру. Федотов не копирует интонации знаменитого артиста и его характерные жесты, актер убеждает зрителя, что именно таким был великий артист, и именно в такого Вертинского поверили зрители. Поверили и полюбили.

Этот спектакль, обласканный критикой и полюбившийся зрителям, 31 января и 14 февраля будет сыгран на сцене Большого зала Центрального Дома журналистов. Этим спектаклем С.Федотов открывает своеобразный фестиваль, посвященный 120-летию со дня рождения Александра Вертинского, которое будет отмечаться в марте.

***

Родился Сергей в Выборге. Рос обыкновенным советским мальчишкой. С малых лет он увлекался музыкой. Музыкальная школа, в которой занимался Сережа, находилась в здании городского Дворца пионеров, и он часто бывал на спектаклях театральной студии – и в зрительном зале, и за кулисами, участвовал в музыкальном оформлении любительских постановок, словом, дышал атмосферой театра. Сначала казалось невозможным, нереальным представить, что когда-нибудь и он сможет выйти на драматическую сцену. Но потом желание окрепло, а сомнения уступили место уверенности. Получив аттестат зрелости, Сергей едет в Москву и поступает в Театральное училище имени М.С.Щепкина.

– На чей курс ты поступил?

– О, у меня был великолепный педагог – Виктор Иванович Коршунов. Он сам закончил Школу-студию при МХАТе, лучшую театральную школу в мире. Придя в Малый театр, Коршунов не только органично вошел в репертуар, но и обогатил свое мастерство актерскими традициями старейшего русского театра. Своим студентам он передавал, и слава Богу, продолжает передавать то лучшее, что имеют школы Художественного и Малого театров. Годы студенчества – незабываемое время.

– Как складывалась судьба после окончания училища?

– Не особенно удачно. Какое-то время поработал в театре Армена Джигарханяна. Потом в антрепризе. Но мне предлагали роли, к которым, как говорится, душа не лежала. Хочу и могу играть Хлестакова, а меня назначают на роль Тяпкина-Ляпкина. Хотел сыграть Родиона Раскольникова в “Преступлении и наказании”, Ивана или Алешу в “Братьях Карамазовых”, Треплева в “Чайке”… но у каждого театра своя репертуарная политика. Это счастье, если репертуар строится на индивидуальность того или иного артиста, как в свое время было в Ленинграде, когда Георгий Товстоногов выстраивал репертуар под Татьяну Доронину или Игорь Владимиров под Алису Фрейндлих. Но это редчайший случай. Чтобы не разувериться в своей профессии, я для себя подготовил моноспектакль “Желтое танго”. Моим соавтором и концертмейстером стала талантливый человек и музыкант Ирина Скосырева. Этот спектакль родился из песен и воспоминаний Вертинского. Почти век назад он так же стоял на сцене и радовал публику своими песнями-спектаклями. Тогда, в 1913 году, в канун Первой мировой войны, никто не предполагал, что слава Пьеро окажется столь велика. Певец, не обладавший выдающимися вокальными данными, поэт, чье переимчивое дарование лишь вторило талантам Блока, Есенина, Ахматовой, Бальмонта и Северянина, бесхитростный сочинитель капризных мелодий, он, конечно, нравился посетителям всевозможных эстрадных театриков и подвальчиков. Но думалось, что через год-два его забудут, как забывали многих любимцев публики. Но случилось по-иному. Его песенки, печальные и меланхоличные, шутливые и грациозные, ироничные и нежные, пережили самого артиста и могут доставлять удовольствие людям в начале XXI века…

– Ты с такой нежностью говоришь о Вертинском, что создается полное ощущение твоего с ним родства.

– А иначе и быть не может. Актер обязан любить того, кого играет или о ком говорит со сцены.

– Премьерный спектакль помнишь?

– Разумеется. Это было 17 мая 2000 года в Российском культурном центре в Будапеште. Не хочу показаться нескромным, но “Желтое танго” имело большой успех. В зале присутствовали не только мои соотечественники, но и представители посольств других стран, разумеется, жители венгерской столицы. В мае этого года спектаклю исполнится девять лет. Это совсем неплохо для театральной постановки. Мы организовали Содружество актеров и музыкантов “Золотой Лев”. Под этой маркой идут и “Желтое танго”, и спектакль по рассказам В.Шукшина. Кстати, этим летом будем отмечать 80-летие Василия Макаровича… Творческих планов много, но ближайшие все-таки – юбилей Вертинского, великого артиста России.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Княгиня Грез
Белые Столбы-2009
«Выходом дракона» руководит Кинчев
DVD-обзор
Однопроцентный раствор


««« »»»