“СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР”-95: манеры, лица, жесты, картины, вздохи, ахи
Перрон-I. Вот вы хитро улыбаетесь, а я знаю, что вы в шаге от того, чтобы впасть в грех злословия на мой счет: достал я вас пропагандой милых сердцу мелочей, правда? Во всем вижу повод умильную слезу пустить. Ну, я стесняюсь намекнуть, что быть “улыбчивым” – самое сложное в мире искусство: не я, а классик молвил… Вы чертыхаетесь, а я опять приехал из Витебска – потрепанный, но страсть как довольный, потому что по моей теории фестиваль – это материя психологическая, атмосферная, мало по гамбургскому сопрягающаяся с бюджетом… и вот эта теория, она там, в Витебске, была воплощена в жизнь.
На недельный отрезок люди отвлеклись от будничной публицистики, улыбались, наряжались, подбирались, я наблюдал все это, шастая туда – сюда, и если не за меня, порадуйтесь за людей… то есть не злословьте, пожалуйста!
Пунктир. Это очень важный Фестиваль, потому что – Международный. Представленные на нем искусства при всей своей самодостаточной колоритности – лишь повод свести народ в одну общность, в один круг, без рисовки делиться мировидением, которое у всех разное, но с одной базой: база – элементарное стремление радоваться жизни. На пути этого стремления вон сколько паршивых препятствий, они застят глаза, они стреножат, и ты упадочно талдычишь себе кованую фразу: “нет в жизни счастья”, и ты не прав!
Есть мамин звонок, есть путевка в Римини или в Сочи, есть собачка Джульбарс, есть любимый телеведущий, есть свежий хлеб, есть гантели, к которым ты вернулся после трехмесячного перерыва… да мало ли клевых нюансов! Продолжите перечень сами. Можно в лежку полежать, пародируя Обломова, а можно совершить торговое турне – вот прямо сейчас.
У меня раз в году есть еще “Славянский Базар”.
Светила. Калибр фестиваля определяется калибром им залученных звезд. Я просто перечислю: Лайма Вайкуле, Олег Газманов, Александр Малинин, Маша Распутина, Валерий Леонтьев, Таня Буланова, Алексей Глызин, Женя Белоусов, “Секрет”… причем я перечисляю исключительно поп-персонажей, а были еще Махмуд Эсамбаев, Марк Рудинштейн, лощеный Владимир Березин, Светлана Моргунова… был в конце концов я (шутка это, шутка, расслабьтесь!)
Легче легкого костерить на все корки (то есть мы люди взрослые и понимаем каноны наездов: они могут возникнуть при нашем хотении из пустоты!), но собрать такой звездный состав – это, знаете, предприятие нешуточное. Другое дело – сами звезды, многие из которых достойны если не инвектив, то уж точно – изощренного иронизирования.
Например, Газманов. Он уязвлен размерами гонорара, полученного Элтоном Джоном и усматривает в нем непочтение к себе. Или полагает, что Майкл Джексон, неуличенный растлитель кнопочек, не выдержит с ним и недели в смысле нагрузок.
Например, Малинин. Он абсолютно спокойно утверждает, что идеал настоящего мужчины – он. За собой не числит недостатков вообще. (Этими ответами он отобрал у меня мировой рекорд по самовлюбленности.)
Но даже к названным персонажам, даже к “Академии”, тоже гостившей на фестивале, к которой я не испытываю ничего, кроме сострадания, у меня меняется вектор отношения ввиду их выступлений: обуревает даже некая эмоция, походящая на симпатию. Что да, то да: сольники на “СБ” вышли искристыми, суперпрофессиональными. Тут лидер (и похоже, надолго) волшебник по имени Валерий Леонтьев и кудесники из балета “Тодес”, которые вкупе учинили беспрецедентный на моей памяти фурор.
Эрзац. Сдержанность никогда не была фирменным знаком моего стиля, посему напишу как есть: после посещения “СБ” и неизбежных контактов с коллегами я окончательно утвердился в симпатии к себе самому, ну, школа “НВ”, знаете, это такая школа, которая не позволяет быть убожеством! Что являют собой мои коллеги в большинстве своем – это хорошо описал бы, как догадываюсь, светлой памяти Сергей Довлатов. Ну что тут обсуждать? Когда я вспоминаю, как противились моему приезду на фестиваль его организаторы, мне становится смешно. Не заинтересованы ли они в таком пещерном уровне журналистики, который за редким вычетом я наблюдал уже третий год? (Не успел задать этот вопрос голове фестиваля Сергею Винникову, что ни говори, а воз тянущему, неимоверно тяжкий, без кокетства, но даже с улыбкой.)
Пьедестал. Удобно быть злобствующим критиканом на таких симпозиумах: всегда очень силен на них политический мотив. В этом году меня, злобного, лишили такой возможности: победитель югослав Филипп Жмахер – безусловный победитель. Первая премия, которую стяжал мой земляк Теймураз Боджгуа, настолько неоспорима, что говорить не о чем. Вторая премия у Наташи Могилевской из Киева: истинная лицедейка с уклоном в драму. Третьих двое – Ольга Прядина, к которой отношусь с огромной мужской симпатией, и болгарин Тони Чакыров.
Тост как отсебятина. Слаб я, не получается у меня передать то, что я ТАМ чувствовал. Редкий случай, когда я гордился своей начитанностью: классики пишут о том, что границ нету, они в тебе (они в тебе, если ты козел)… вы поняли, что я не про моральные границы, а про те, что нам подарили эти… кастраты, переводящие бумагу для своих обезьяньих постановлений… границ нет, есть Саши, Русланы, Лены, Оли, Филиппы, Джоны, Темуры, Миколы, Себастианы… есть Таня Семкив с ТВ-6 по прозванию Мезозой, есть девушка Рита с провокациями чувственного свойства, есть украинские мадригалы (их очень мало против большинства очень милых людей), во всем видящих террор супротив национального самосознания, есть пресс-конференции, где ты начинаешь себя уважать за неуемность на фоне общего шипения, есть ресторация между выставкой и вечерним концертом… ну много чего! Много всего, и все это – для тебя, ради тебя. Ну чего ты куксишься?
Я не знаю ничего про смету фестиваля, это кому надо – тот вмиг узнает, я не знаю ничего про систему голосования, я вижу, как выкладывается на все сто режиссер Любовь Гречишникова, как люди смеются, визжат, топают, и свет падает сверху, и лица людей такие красивые!
Отар КУШАНАШВИЛИ