Женщины в жизни Делона…

Он много любил и был любим. Хотел отдать женщинам, которые были с ним, всего себя, стать для них самым лучшим.

Но по-настоящему в его жизнь вошли только четыре из них.

Натали Бартелеми, мать его старшего сына Антони. Гениальная актриса Роми Шнайдер. Мирей Дарк – актриса, сценарист и деловой партнер Делона. И Розали фан Бреемен (в русском переводе часто ван Бремен, по примеру «Винсент ван Гог»), которая подарила ему самую большую радость – двоих детей и семейный очаг. Тогда, уже на склоне лет, он был очень счастлив… Но всему хорошему приходит конец: Розали бросила его через 15 лет, забрав детей. Дом опустел… По великолепному актеру Алену Делону до сих пор сходят с ума миллионы женщин во всех частях света. Он сыграл в 90 фильмах, в 86 из которых – главные роли! Мы помним его обаятельного Черного тюльпана и отважного Зорро. Но молодым он остается только в фильмах: сегодня, когда ему стукнуло 73, только толстый кошелек и громкое имя могут привлечь к нему единицы женского пола. А 50 лет назад, когда начиналась карьера молодого и красивого французского актера, все было наоборот. Ему было суждено играть, блистать и покорять. Он легко проносился по городам и континентам, разбивая женские сердца. Но и сам он был всего лишь игрушкой судьбы. На личном сайте Делона крупными буквами написано: «Все в жизни – обстоятельства». Не так ли?

Начало

Родился Ален Делон 8 ноября 1935 года в предместье Парижа, в маленьком городишке Со, едва насчитывавшем в то время десять тысяч жителей. Кстати, у Делона были знаменитые сограждане: Пьер Кюри и Мария Склодовская. В этом городе они заключили брак в 1895 году, жили там и похоронены в фамильном склепе семьи Кюри.

Отец Алена был директором кинотеатра, а мать мечтала стать киноактрисой. Видимо, это сыграло роль в окончательном выборе профессии. Юные годы Делона совсем нельзя назвать безоблачными: его родители развелись, когда мальчику не было еще и пяти лет. Не познав любви в детстве, он долго и безуспешно искал ее повсюду во взрослой жизни. Он говорил, вспоминая свои отроческие годы: «Я был ангельски хорошеньким, но по характеру – сущий дьяволенок… Я был злобным, нервным ежом, готовым наброситься на каждого. До сих пор во мне присутствуют жестокость, склонность к насилию…»

Ален был отдан на воспитание приемным родителям, которые жили неподалеку от местной тюрьмы. Поэтому играть будущему актеру в эти годы приходилось с тюремными охранниками и их детьми. В стране шла Вторая мировая война. Приемные родители Делона погибли, и он вернулся к своей матери, работавшей в аптеке и торговавшей на рынке. Из школ его, по меньшей мере раз шесть, выгоняли за несносное поведение. Ему приходилось жить то в пансионах, то в церковных благотворительных заведениях. В возрасте 14 лет он бежал из такого заведения в Чикаго со своим приятелем, за что был выгнан из школы с «волчьим билетом». В 16 лет он пошел работать на бойню, чтобы стать, как и его отчим, мясником. Не исключено, что он отправился туда, чтобы выплеснуть агрессию на мир, на все окружающее. Ведь год спустя, вероятно, по той же причине, он уходит в армию, в парашютные войска, чтобы сражаться во Вьетнаме, тогда еще французской колонии. Грязная, позорная война в Индокитае (Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, вместе взятых). Она оставила немало шрамов в душе юного Делона. Через пять лет он вернулся в Марсель, без диплома и без работы, разбитый и подавленный, растеряв своих сотоварищей: одни погибли на поле боя, другие попали в тюрьму. Не был исключением и сам Делон, просидевший 11 месяцев в заключении во время службы в армии за нарушение дисциплины. С таможни он опять же попал в кутузку – из-за нелегального провоза оружия через границу. Там, наверное, и произошло его первое знакомство с марсельской мафией, в связях с которой его позже будут упрекать.

Шаги к Каннам

Как бы то ни было, но чем-то надо было зарабатывать на жизнь. Ален Делон работал то официантом, то портье. Он перебрался в Париж и начал брать уроки актерского мастерства. Его подружкой тех времен стала Бриджит Обер. Она была старше Делона на семь лет и имела грубоватые черты лица, но это его совершенно не смущало. В его глазах она была уже состоявшейся актрисой, сыграв в 1955 году маленькую роль в тени блистательной Грейс Келли в фильме Альфреда Хичкока «Поймать вора». «Он старался сделать так, чтобы нужные люди в него влюбились, чтобы потом их использовать. Это его забавляло», – вспоминала Обер. Ей никогда не удастся встать на одну ступеньку с Аленом Делоном. Так и не добившись мировой известности, будучи 70-летней старушкой, она сыграла в 1998 году опять же эпизодическую роль в фильме «Человек в железной маске», где главная роль была отведена Леонардо ди Каприо.

Однако именно благодаря Бриджит Обер Делон попадает в 1956 году в Канны. На Каннском фестивале в 1957 году он был также со своим новым приятелем – актером Жан-Клодом Бриали. Какими в действительности были их отношения, останется тайной. В Kaннax – французской Мекке кинематографа – молодого Делона заметил американский продюсер «Унесенных ветром» Дэвид Селзник. После удачных проб в Риме для фильма «Прощай, оружие» Алену Делону предложили подписать контракт для работы в Америке – при условии, что он начнет говорить по-английски. Делон уехал в Париж для изучения английского языка, но благодаря Бриали познакомился с французским режиссером Ивом Аллегре. То ли английский язык давался Делону с трудом, то ли Аллегре обладал удивительным даром убеждать, но пришлось брать у Селзника разрешение на разрыв контракта с Голливудом, и… во Франции родился великий актер.

Дебют Делона не заставил себя ждать: в 1957 году он сыграл роль гангстера в фильме Аллегре «Когда вмешивается женщина». Эта второстепенная роль не осталась незамеченной у широкой публики, а актеру обеспечила на долгие годы имидж «хладнокровного убийцы». Если добавить к этому красивое лицо, прекрасно сложенное тело и прирожденный французский шарм, то вряд ли нашлась бы женщина, устоявшая перед всем этим.

Большая любовь

С этим имиджем он вошел год спустя в жизнь очень молодой, но уже известной актрисы Роми Шнайдер (Розмари Магдалены Альбах). Они познакомились в 1958 году на съемках картины «Кристина». Роми было всего двадцать лет. Будучи дочкой известных европейских актеров Магды Шнайдер и Вольфа Альбаха-Ретти, она снялась в кино в пятнадцатилетнем возрасте. Свою первую роль Роми сыграла вместе со своей матерью в фильме «Когда цветет белая сирень». За этим последовали самостоятельные работы в картинах «Фейерверк» и «История Викки». В последнем она создала образ английской королевы Виктории. Режиссер Эрнст Маришка обратил внимание на королевскую стать юной актрисы и предложил ей роль австро-венгерской принцессы Елизаветы в фильме «Сисси», вышедшем на экраны в 1956 году. Эта картина принесла Роми Шнайдер огромную популярность. Режиссер снял два продолжения, но актриса решила покончить с костюмными ролями. Она искала себя, но нашла Алена Делона. Молодые люди полюбили друг друга, и у них закрутился длительный умопомрачительный роман, который длится до последнего вздоха. 22 марта 1959 года они обручились, но им не суждено было заключить законный брак. Вспоминая о ней, Делон говорил: «Гениальная актриса, она выросла в кинопавильонах и путала настоящую жизнь с вымышленной. На киностудиях и в кинозалах перед нею преклонялись, дома же ее ждали незаполненные налоговые декларации и очередная ссора с кухаркой из-за остывшего ужина. Трагедия обыденной жизни оказалась куда более жестокой, чем кинороманы…»

Их пути сходились и расходились. Все, что ему так хорошо удавалось на экране, было, к сожалению, и в жизни: подчас он бывал бесцеремонным, эгоистичным и беспощадным.

Новая роль?

В 1960 году Делон снялся в главной роли в фильме Рене Клемана «На ярком солнце», поставленном по роману Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Он сыграл роль Тома Рипли с загадочным налетом гомоэротизма. Это получилось настолько правдоподобным, что наводит на размышление: где он почерпнул такие навыки? Не в армии и не в тюрьме ли, где женщин днем с огнем было не достать? А может быть, в рафинированной актерской среде? Делону в свое время пришлось признаться в своей бисексуальности. Ответ мы также находим и в нелестных высказываниях о нем его несостоявшейся тещи Магды Шнайдер. В своих воспоминаниях о дочери она пишет: «Он мог делать с ней все что угодно. Поцелуями и побоями он заставлял ее приобщаться к новой морали: теперь все дозволено. Мужчины могут бить женщин. Мужчины могут спать с мужчинами, получая от этого всяческие блага».

Трактовка Делона образа мистера Рипли обратила на себя внимание мирового кинематографа: это был французский ответ американцам в лице Джеймса Дина и Греты Гарбо. Триумф на международной сцене был окончательным и бесповоротным после выхода в 1961 году фильма «Рокко и его братья» режиссера Лукино Висконти. В этой картине Ален Делон сыграл одну из главных ролей, и она получила специальный приз жюри на кинофестивале в Венеции.

Отношения Делона и Висконти, видимо, выходили за рамки чисто профессиональных. Как бы оправдываясь перед прессой, Делон не опровергал того, что итальянский режиссер был влюблен в него. Но «чисто платонически. Висконти был эстетом, он любил красоту, предпочтительно мужскую». Близкая приятельница режиссера Лоранс Скифано была более откровенна, говоря о Висконти: «Любовь для него, как и для Оскара Уайльда или Пруста, была связана с грехом. Как бы ни дальновиден он был, каким бы свободным ни казался, он нуждался в том, чтобы в любви преодолевать преграды, нарушать запреты и платить страшную дань за полученное удовольствие: деньгами, пересудами, завистью толпы и страданиями… И привязывается Висконти к тем, кого не смог покорить, – к женатым мужчинам: например, к Массимо Джиротти, к жениху Роми Шнайдер Алену Делону или к такому легкомысленному и капризному человеку, как Хельмут Бергер».

Именно Делон познакомил Роми Шнайдер с Висконти, и они вместе с огромным успехом сыграли в 1961 году в его театральной постановке в Париже «Как жаль, что она шлюха» («Dommage qu’elle soit une putan», в оригинале – «Нельзя ее распутницей назвать»). Спектакль был о безрассудной, безумной, грешной взаимной любви… брата и сестры.

Расставания

Роми Шнайдер, будучи по-прежнему невестой Делона, снялась также в фильме Висконти «Боккаччо-70», а затем заключила контракт на семь фильмов с киностудией «Columbia Pictures». Но сыграла лишь в пяти. В 1964 году она навсегда рассталась с Делоном. Это было похоже на мелодраму: вернувшись со съемок из Америки в Париж, Роми увидела на столе букет черных роз, и ее сердце застыло в испуге. Там же лежала записка Алена: «Мы были обвенчаны, не успев пожениться. Мы совсем не видимся и сталкиваемся лишь в аэропортах. Наша профессия лишает нас всякого шанса избежать разрыва. Я возвращаю тебе свободу и оставляю себе твое сердце».

Сколько бы потом она ни сыграла ролей, сколько бы потом она ни получала наград за свое актерское мастерство, но ее личная жизнь была похожа на кошмарный сон. У нее началась жутчайшая депрессия. За этим последовала тяжелая болезнь. Потом смерть сына. 29 мая 1982 года Роми Шнайдер ушла из жизни. По официальной версии, смерть наступила от инфаркта, по мнению близких, она больше не в силах была выдерживать депрессию и сама наложила на себя руки.

Двое талантливых людей стремились достичь совершенства в своей карьере. С одной стороны, они удивительно позитивно воздействовали друг на друга в творчестве. С другой стороны, поразительно негативно и разрушительно – в личной жизни. Много лет спустя Делона спросили: «Какие ассоциации у вас вызывает любовь?» Он тут же, не задумываясь, ответил: «Это Роми Шнайдер…»

Пошли дети…

В 1963 году Ален Делон получил высшую награду Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь» за исполнение главной роли в картине Лукино Висконти «Леопард». В это же время он познакомился с Натали Бартелеми, урожденной Франсин Канова. В молодости она была моделью в модном ночном кабаре. Переспав со звездой экрана, она последовала за Делоном на съемки фильма «Черный тюльпан» в Испанию. Потом Натали забеременела. Ален Делон женился на ней как честный человек 13 августа 1964 года. У них родился сын Антони, ставший ничем не примечательным актером. Единственное, что привлекло к нему внимание, так это нарушение французского закона. Но поскольку папа – мировая знаменитость, да еще и кавалер ордена Почетного легиона, ему быстро все сошло с рук, и о нем благополучно забыли.

1964 год был на редкость продуктивным для Алена Делона не только в личном, но и в творческом плане: он создал собственную кинокомпанию и стал продюсером. Впоследствии он перепробовал все в кинематографе: был и сценаристом, и режиссером. Но высот, равных его актерскому мастерству, он там не достиг. В 1967 году Ален Делон вместе с женой сыграл в фильме режиссера Жан-Пьера Мельвиля «Самурай». Натали вошла во вкус актерской работы. А в 1968 году они развелись.

В том же году газеты запестрели скандальными статьями об Алене Делоне в связи с убийством его телохранителя – югослава Стефана Марковича. Однажды Делон при свидетелях заметил ему: «Если ты меня обворуешь, я тебя прощу, но если переспишь с моей женой – могу и убить». А в октябре 1968 года труп Марковича нашли на помойке, неподалеку от дома актера. Делона вызывали по делу – в качестве свидетеля, так как в момент убийства он находился в другом городе на съемках. Следы привели к его давнишнему приятелю Франсуа Маркантони, причастному к марсельской мафии. У того тоже было алиби, и дело закрыли. Однако в судебном досье находились фотографии, на которых Ален Делон был запечатлен в более чем откровенных позах с мужчинами. Пару лет назад они попали на глаза одному из французских журналистов, писавшему биографию Алена Делона. Актер требовал запрета на выпуск этой книги через суд. Да, было что скрывать перед читателями, а особенно перед собственными детьми!

Любовь, еще любовь!

1968 год, со всеми его катаклизмами, принес и нечто светлое великому артисту. После развода с Натали Бартелеми у Алена Делона началась длительная любовная история с актрисой Мирей Дарк. Она известна российским зрителям в основном по фильмам «Высокий блондин в черном ботинке» и «Возвращение высокого блондина», хотя сыграла за свою жизнь множество ролей. Они познакомились на съемках фильма «Джефф», где Делон в очередной раз играл роль гангстера, и были вместе ни много ни мало пятнадцать лет. В отличие от крутившихся вокруг него топ-моделей с парой извилин в голове она обладала не только смазливой внешностью и точеной фигуркой, но и гибким умом. Это была женщина, твердо стоявшая на ногах, умевшая не только зарабатывать себе на жизнь, но к тому же создавать и приумножать «империю» самого Алена Делона. Она построила ему дом, псарни, конюшни, воспитывала его сына Антони, создавала парфюмерную линию «A.D.» и одежду с его маркой. Но общих детей у них не было. Видимо, это и стало причиной их разлуки, которую Мирей очень долго и болезненно переживала. Потом она увлеклась астрологией. Жизнь опять свела их: не так давно они даже были заняты в совместной театральной постановке и вместе появились на премьере последнего фильма об Астериксе, где Делон сыграл роль Юлия Цезаря. Комический фильм, и персонаж Делона, увы, тоже получился комическим… Они до сих пор остаются друзьями. И, думается, именно Мирей Дарк способна внести покой и гармонию в последние годы Делона…

Ближе к концу

В 1973 году актер неожиданно для всех стал певцом, записав с нашумевшей французской дивой Далидой песню «Paroles… Paroles» («Слова… Слова…»). Этот шлягер был очень популярен во Франции, России, Канаде, Японии, Голландии и во многих других странах. Да и остается популярным.

Четырнадцать лет спустя он вспомнил об этом успехе и выпустил клип, спев песню «Comme au Cinema» («Как в кино»). Совершая рекламную поездку, раскручивая этот клип, он встретил молодую голландскую модель Розали фан Бреемен. Он пел, а она подтанцовывала. «Все, как в итальянской комедии нравов!» – шутил потом Делон. Хотя разница в возрасте у них была почти тридцать лет, это ее не смущало. Вступив с ним в близкие отношения, она родила ему двоих детей – дочку Аннушку и сына Алена-Фабиена. По словам Делона, дети наполнили его жизнь новым смыслом, залили ее волшебным светом. Дом, родной очаг всегда имели для него, маленького бродяжки из города-тюрьмы под Парижем, особый, сокровенный смысл. И такой дом – теплый, живой, уютный – наконец-то у него появился. Их гражданский брак затянулся на целых пятнадцать лет, но официальным так и не стал. В знак протеста Розали фан Бреемен вышла в 2002 году замуж за Алена Аффлелу (Alain Afflelou), партнера Алена Делона. Муж Розали, родившийся в 1948 году в Алжире, был старше нее на 18 лет. Приехав в 1962 году во Францию и получив образование, он создал сеть магазинов оптики по всей стране, где продает в том числе и очки с маркой Алена Делона «A.D.». Позже он перебрался в Женеву и нажил капитал свыше 125 миллионов швейцарских франков. Впрочем, совсем недавно он решил подать на развод со своей Розали. Придется ей подыскивать себе нового богатого старика!

А Делон встречает закат своей жизни в одиночестве и коротает денечки в обществе животных. У него около тридцати собак, одну из которых – сибирскую лайку – ему подарил генерал Лебедь. Были у него и кошки. Ален Делон считает, что в собаках больше человеческого. Говорят, он мучается от депрессии, но и на своем закате остается решительным человеком. Как-то он сказал, что не позволит Богу решать за него, когда ему уйти из жизни.

Елена ИВАНОВА.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Крестьянка” (www.krestyanka.ru) №11-2008.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Культурная опасность
Дальше. Но куда, не понятно
Юбилей Балета «Москва»
Концертмейстер – профессия уникальная
Наша прекрасная леди


««« »»»