Мир музыки – это мир, где творческих людей – один на другом сидит и третьим погоняет. Бывает даже, что сей фразеологизм надо понимать буквально, ибо “сидит” и “погоняет” – это то, что встречается на каждом углу.
Особенно отчетливо это можно наблюдать, когда два (или больше) таких человека, только что как будто бы работавших бок о бок, вдруг рвут все связывающие их друг с другом старые узы, пускаясь вплавь в разные стороны – поодиночке. Истории известно немало подобных случаев. Совсем свеж, но не до конца пока прояснен еще один пример – раскол внутри группы “Браво” между ее основателем Евгением Хавтаном и экс-солистом Валерием Сюткиным. Сегодня – снова о нем (расколе) ввиду уже случившихся и потенциально возможных в этой связи последствий.
Для начала, что называется, “краткое содержание предыдущих серий”.
С момента основания в 1983 году в “Браво” пела Жанна Агузарова (девичий псевдоним Иванна Андерс). То был “золотой век” в творчестве группы, который кончился трагически: Агузарова, возболев “звездной” болезнью, занялась сольной карьерой, а потом еще и эмигрировала в Америку.
В 1989 году на свободное место пришел молодой человек, которого звали Евгений Осин. Он почти что вернул коллективу былую популярность, но вскоре тоже оставил групповое творчество ради сольного, плоды которого с успехом пожинает и по сей день.
1990-й мелькнул в истории группы совсем незаметно: не успела прийти новая певица – Ирина Епифанова – как и ее потянуло в отдельно горящие “звезды”. Последнему (“звезды” горенью), правда, не суждено было сбыться.
После недолгих поисков “Браво” вообще отказалось от идеи женского вокала и пригласило к совместной работе Валерия Сюткина… Спустя пять лет, которые имя “Браво” вновь светило, как прежде, вслед за своими предшественниками прочь из “дозвездного цеха” пустился и он.
Творческий диктат Хавтана начал, очевидно, не устраивать Сюткина еще во время подготовки к выходу альбома “Дорога в облака”, где ему, во-первых, не дали реализовать, как раньше, свои собственные сочинения, и во-вторых, где его не могло не насторожить то, что одна из песен, ЕМУ НЕ ПОДОШЕДШАЯ ПО СТИЛЮ (“Замок из песка”), была за неимением выбора спета самим Женей и включена-таки в альбом. Плюс, если честно, то такие вещи, как заглавная, “Страна цветов” и “Парень в лиловом сомбреро” – это все же не песни для “стиляги”, какого привык являть собой наш фронтмэн.
Очевидно, что идея покинуть состав “Браво” пришла к Сюткину как раз тогда (всего через два месяца после официально объявленной размолвки он уже выпускает сольник, – т.е. материал к нему был готов загодя). Но Валера с хитрецой выжидал появления первой реакции на последнюю выполненную им в привычном амплуа работу, так как лишь на гребне успеха с “Браво” он мог на что-то рассчитывать как самостоятельная единица.
Тут мгновенно на память приходит Сюткин конца 80-х, его незабываемый артистизм на концертах с группой “Зодчие”, скандирование зала: “Ва-ле-ра! Ва-ле-ра!”, кровь в голову и личный проект кандидата в “звезды” под названием “Фен-о-мен”, а затем – небытие. Не получилось бы так и в этот раз. Поясню, откуда опасения.
Его программа “То, что надо” есть не что иное, как повторение пройденного, скольжение по накатанной дороге. В нем больше понта, чем интересных находок, больше сырости и недодуманности, чем выверенной концепции завоевания рынка. Но я говорю это, чтобы подчеркнуть – и интересные находки, и рыночная концепция ЕСТЬ. Однако на фоне переродившегося “Браво” Сюткин выглядит блекло. (Редакция не обязательно разделяет мнения своих авторов.)
Хавтан представил нового солиста 12 июля. Символично, что случилось это на церемонии награждения группы как лидера российской двадцатки музыкального чарта “Smirnoff Top 40″, где месяцем раньше чествовали все тех же, но с Сюткиным вместе. А теперь его место занял дебютант Роберт Ленц.
Новая программа показала тем, кто мог увидеть, а точнее – услышать, что “Браво” меняется окончательно и бесповоротно. Меняется в духе нахлынувшей в музыку волны нового прочтения наследия 60-х, почти так же, как это делали за океаном (Urge Overkill, саундтрек к фильму Квентина Тарантино “Криминальное чтиво”) и делают у нас (“Агата Кристи”, “Сказочная тайга”).
14 июля я взял у Евгения Хавтана экспресс-интервью.
– Чем, на ваш взгляд, отличается Роберт Ленц от Сюткина?
– У него другой “бэкграунд”. “Бэкграунд” – это история того, КАК ты начинаешь музыкой заниматься. Или ты идешь сразу в филармонию – зарабатывать деньги, или ты играешь в группах, но не занимаешься тем, что тиражируешь свое творчество и самого себя. Сидишь просто – без копейки денег – и играешь. Вот Роберт – играл в таких группах. У него была группа “Тихий час”, потом была группа “MessAge”, известная, кстати, в кругу московских поклонников альтернативной музыки. Для меня это важно, потому что он – ДРУГОЙ. Я думаю, что наконец-то я нашел человека, с которым мы сможем сделать то, что я хотел сделать много лет назад.
– Как, по-вашему, сам Роберт должен относиться к попаданию в “Браво”?
– Не знаю, мне трудно сказать. Во всяком случае, шесть лет назад (или семь) мы с ним уже пробовали работать вместе, но он не пошел в нашу группу, так как у него была своя. Он предпочел свою никому не известную группу известной группе “Браво”.
– Но ведь для “альтернативщика” – пойти на поп-сцену!.. Это должен быть ШАГ!
– Да, конечно. Но я думаю, для него вдвойне интересно попробовать себя в чем-то другом.
– Будет ли Роберт влиять на выбор музыкального репертуара и будет ли он что-то писать для “Браво”?
– Он не пишет музыку. Но если он будет писать музыку и она будет ложиться в мою концепцию, мы ее будем исполнять.
– Как скоро выйдет новый альбом?
– План такой: в августе мы сядем в студию, чтобы записать все песни, в конце сентября появится сингл, а ближе к Новому году – альбом. А может быть, он появится и после Нового года – я не знаю еще.
– Как много времени понадобится группе “Браво” с новым солистом, чтобы вернуть себе утраченные позиции? Или вы считаете, что вы их не потеряли?
– Во-первых, я считаю, что я их не потерял. Группа “Браво” уже заняла достойное место в истории отечественной поп- и рок-музыки. Во-вторых, единственное, что мне понадобится, – это показать новые песни. Мне не придется рекламировать группу “Браво”. Нужно будет только время, чтобы раскрутить новый материал, так как он немного отличается от того, что мы делали.
– Я уже слышал мнение некоторых коллег, мол, лицом “Браво” долгие годы являлся стильный Сюткин, а Роберту Ленцу до собственного стиля далеко.
– Роберт созреет еще. Сюткин тоже пришел “зеленый” совсем пять лет назад: с длинными волосами, да и петь-то не умел толком. А потом – научился. В группе “Браво” все расцветают.
– И все-таки жалеете ли вы, что Сюткин от вас ушел?
– Абсолютно не жалею, потому что рано или поздно это все равно должно было произойти. Мы абсолютно разные люди: Валеру всегда тянуло в поп-элиту, он всегда хотел играть в футбол, ездить с командой “Старко”, ему нравятся фуршеты, банкеты, всякие места, где тусуются светские люди – мне это все безразлично. Поэтому я ни о чем не жалею – для меня наступил сейчас новый период, новый этап – возможность сделать что-то новое и свежее.
Вот так. Мне не хотелось лезть со своими рассуждениями в эту историю, когда о ней кричали все газеты и телевидение, – я знал, что время все расставит по своим местам. С одной стороны – перед нами группа “Браво” и Евгений Хавтан, который испытывает “желание все изменить – обычное творческое желание любого артиста” (цитата из интервью). С другой стороны – Валерий Сюткин, не стремящийся пока к расставанию с полюбившимся образом и тематикой “пилотов-самолетов”. Кто прав? Глупый вопрос.
Константин САВОСЬКИН.