Наша прекрасная леди

В канун Нового года легендарная актриса оперетты Татьяна ШМЫГА отметила день рождения. Юбилей. У нее были выдающиеся предшественники, но ни один из актеров этого, так называемого “легкого” жанра не был удостоен высшего артистического звания Советского Союза – народный артист СССР. А Татьяна Ивановна по праву носит это звание.

Татьяну Шмыгу знают все, даже те, кто далек от искусства. Достаточно вспомнить, что она сыграла французскую актрису Жермон в знаменитом фильме Эльдара Рязанова “Гусарская баллада”… Ну а поклонники оперетты назовут множество ролей актрисы, которые стали вершинами в этом жанре искусства: Чанита (“Поцелуй Чаниты”), Виолетта и Нинон (“Фиалка Монмартра”), Тоня Чумакова (“Белая акация”), Любаша Толмачева (“Севастопольский вальс”), Анжель (“Граф Люксембург”), Глория Розетти (“Цирк зажигает огни”) и, конечно же, Элиза Дулиттл (“Моя прекрасная леди”).

Это лишь малая толика того, что сыграла Татьяна Ивановна за годы работы в Московском театре оперетты. А ее теле- и радиовыступления, бенефис на ЦТ, записи пластинок, триумфальные гастроли не только по бывшему СССР, но и по странам мира. Актриса до сих пор занята в репертуаре, где играет главные роли в спектаклях “Катрин”, “Джейн” и “Парижская жизнь”. А еще она написала книгу воспоминаний, воспитала молодых артистов на кафедре музыкального театра РАТИ (бывший ГИТИС) и еще много чего хорошего сделала для отечественной культуры.

– Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, свою биографию.

– Нет у меня никакой биографии. Родилась, училась, а потом работала. В ролях вся моя биография.

– Трудно было начинать карьеру в труппе, где играли крупнейшие мастера?

– С первых шагов на сцене я была окружена людьми, преданными искусству оперетты. Влюбленная приверженность жанру подкреплялась высоким профессионализмом, которым всегда отличался московский коллектив. Я это почувствовала, едва вступив на сцену театра. Это значило – хорошо петь, танцевать, владеть мимикой и жестом, быть акробатически гибкой, уметь подчинять все изобразительные средства содержанию образа.

– А учеба в ГИТИСе помогла вашему становлению как актрисы?

– Безусловно! До того, как открылось отделение музыкальной комедии в ГИТИСе, актеры в оперетту “рекрутировались” ведь из разных, не дающих универсального театрального образования учебных заведений или из драматических театров.

– Вам не кажется, что вы себя несколько обделили, играя в основном в советских опереттах?

– Актер – профессия зависимая. Потом существует репертуарный план. Да, ролей в классических опереттах у меня было немного. Но в концертах, на гастролях я пела не только отрывки из советских оперетт, но и арии из произведений Легара, Кальмана, Оффенбаха, Бернстайна, Штрауса.

– Вы блистательно дебютировали в кинематографе (“Гусарская баллада”). Не жалеете, что не продолжили сниматься?

– Что не говорите, театр и кино – искусства разные, а я человек, преданный театру. Небольшая роль в кинокомедии стала для меня изящным психологическим этюдом, который я использовала в последующих театральных ролях. Совсем недавно попробовала себя на драматической сцене. В Московском театре имени М.Н.Ермоловой мы играем дуэтный спектакль с Владимиром Андреевым. Но все равно моей любовью остается оперетта.

– Вам не кажется, что сегодня центральные телеканалы игнорируют оперетту?

– Да, согласна. Эфирное время заполнено музыкальным ширпотребом. Включать телевизор страшно, поэтому практически не смотрю его. Правда, теледельцы оправдываются наличием телеканал “Культура”. Но ведь его можно принимать не в каждом районе России.

– Нынешний юбилей думаете как-то отмечать?

– Если решимся, то он пройдет в Татьянин день – 25 января. Обычно мой день появления на свет и приход Нового года мы с мужем любим отмечать в загородном доме, в кругу близких друзей. Елка во дворе – с каждым годом она становится все выше, шампанское, задушевные разговоры, смех и танцы…

– Несколько лет назад вышла ваша книга “Счастье мне улыбнулось”. Как вы решились на “писательский” шаг?

– Уговаривали меня около полутора лет. Честно говоря, я просто боялась. Но потом подумала: почему бы мне, прожившей большую жизнь в театре, о котором не так уж и много написано, не поделиться тем, что было, что помню, не рассказать о тех, с кем работала и работаю, о замечательных людях, в окружении которых я сформировалась и как человек, и как актриса.

– Татьяна Ивановна, а почему вы так неожиданно закончили книгу, как бы теперь сказали: “прикольно”?

– Юбилей – это некий рубеж, подведение итогов… Скучные слова. И я решила похулиганить. Причем ничего не придумывала, а поведала о том, что со мной случилось в самый обычный день. Немного погуляв, поймала попутную машину, чтобы доехать к себе в Леонтьевский переулок. Одна остановилась. За рулем – молодой мужчина лет тридцати. Села. Едем. Водитель поглядывает на меня и говорит: “Вы сегодня хорошо выглядите”. А я и без него знаю, но поддержать-то разговор надо: “Да это я сейчас прошлась по свежему воздуху”. – “А мы могли бы встретиться в субботу?” Немного оправившись от неожиданности, я не нашла ничего более оригинального, как сказать: “Что вы! Нет!”“Почему нет?”“Потому что у меня есть муж”.“Ну и что?” Пришла домой, рассказала мужу о своих “похождениях”. И что же услышала: “Ну и дуреха, что не согласилась!” Может, все-таки не зря поется про “частицу черта”, которая есть в каждой женщине?

Владимир ГОЛИЦЫН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Юбилей Балета «Москва»
Концертмейстер – профессия уникальная
Культурная опасность
Женщины в жизни Делона…
Дальше. Но куда, не понятно


««« »»»