ИЗ ИСТОРИИ “ФАНЕРЫ”
Если кто-то думает, что выступление под “фанеру” – чисто советское изобретение, то он глубоко ошибается. Через два года мы будем отмечать 90-летие первого выступления музыканта под фонограмму. Виновником торжества можно считать скрипача Яна Стефани, который как-то обратил внимание своих товарищей на следующий прием, к которому он часто прибегал в своей концертной деятельности. “Известно, что в поездках бывает трудно найти приличного пианиста-аккомпаниатора, вдобавок ему приходится еще и платить”. Поэтому Стефани обращался к пианисту только один раз и записывал на фонографическом валике нужную ему фортепианную партию, а потом сделанную запись использовал по своему усмотрению, повторяя сколько угодно раз дуэты с фонографом. Конечно, этот аппарат не мог полностью заменить аккомпаниатора, который должен был следить за скрипачом, прилаживаться к нему и то ускорять, то замедлять игру… Однако во многих случаях, особенно на концертах в провинции, этот прием вызывал большой успех и оживленное обсуждение.
Таким образом, Стефани использовал фонограмму “минус один” и солировал всегда сам. Огромный вклад в дело использования звукозаписи на сцене сделала звезда русского балета Матильда Кшесинская, имя которой почти всегда упоминалось лишь в двух случаях: как любовницы наследника русского престола, впоследствии Императора Николая II, и как владелицы санкт-петербургского дворца, с балкона которого господин Ульянов (Ленин) произносил пламенные речи в 1917 году. Сегодня стало ясно, что ее имя достойно упоминания в контексте использования технических новшеств на сцене. Еще в 1898 году она распорядилась, чтобы аккомпанемент танцев, исполняемых ею в балете “Дочь Микадо”, был исполнен фонографом.
(По материалам журнала “Новости граммофона”, 1907 год и газеты “Московские ведомости” за 1898 год.)