В Центральном Доме Художника открылась замечательная фотовыставка Ольги Каменской. Она долгое время жила на Байкале, ныряла и фотографировала его подводный мир, снимала его окрестности. Выставка оформлена дорого и со знанием дела – сразу видно, что ею занимались серьезные во всех отношениях люди. Половина третьего этажа представляет собой единую композицию, в которой тёмно-синие стены – это подводный мир, перегородки в зале – рифы, а наплывающие из темноты фотографии – захватывающие сказочные сюжеты, неожиданные и притягательные. На время забывается тонущая в серой мгле столица: вы попадаете в тот мир, откуда пришёл человек – мир гармонии с Природой; вы понимаете, что вас обманули, что красота есть, но она где-то там, далеко, и что схема, по которой вы живете, несовершенна. Природа Байкала окружает вас прекрасными широкоформатными фотографиями с видами воды, льда, гор, животных. Можно почувствовать воздух, наполненный запахами моря, скал и цветов, увидеть подводные ландшафты с кристально прозрачной водой, над вами будет бездонное небо, ослепительные облака и яркое солнце.
Но это лишь одна сторона вопроса. Любуясь фотографиями Байкала, провожая взглядом красивых и довольных гостей, напившихся водки «Байкал» и получивших еще по бутылке в подарок, я подумал – скажет ли хоть кто-то о главном? Не о красоте природы Байкала и прекрасных фотографиях, а о спасении озера? О сохранении самого удивительного места на карте страны, объекте всемирного наследия ЮНЕСКО? Я ждал напрасно – об этом не было сказано ни слова.
Год назад Председатель Правительства РФ подписал Постановление №1, разрешившее Байкальскому ЦБК возобновить загрязнение уникального озера. Многолетние усилия по сохранению Байкала пошли прахом. На этом фоне выглядят странными слова Путина, сказанные им в 2006 году: «Если есть хоть малейшая доля вероятности загрязнения Байкала, мы должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить».
Что же изменилось в его отношении к озеру за неполные четыре года? Ответа на этот вопрос не удалось найти даже активистам «Гринпис». Им осталось только стоять вдоль комбината с плакатами и составлять народный список «Враг Байкала».
С такими мыслями я наблюдал, как гости расходились. Раз уж красота озера запечатлена на красивых фотографиях, снятых дорогой техникой и напечатанных в ведущей лаборатории, то задавать глупые вопросы о комбинате, нелепых борцах за экологию и политике государства – совсем не гламурно.
Равнодушие – символ нашего времени. Открывается выставка, посвященная Байкалу – и ни слова о том, что озеро под угрозой уничтожения. Гибнут от взрыва люди в аэропорту Домодедово – таксисты дерут за эвакуацию сумасшедшие деньги. А в офисах люди-вконтактыши, как машины, продолжают нажимать на клавиши, смотреть в монитор и оценивать «фотки».
Фото автора.
Москва, ЦДХ