В 1907 году журнал “Новости граммофона” опубликовал статью, в которой были даны некоторые оценки музыкального рынка России того времени. Передаем краткое содержание этого материала.
“Трудно себе представить, с какой стремительной быстротой граммофон распространился по всему миру, несмотря на то, что со дня его изобретения прошло сравнительно еще немного времени. Широкое и быстрое распространение “говорящих машин” станет, на первый взгляд, еще более поразительным, если принять во внимание сравнительно высокие цены на аппараты и пластинки, недолговечность дисков с одной стороны и постоянное стремление обновлять свой репертуар – с другой. Все это требовало больших, а подчас даже и крупных затрат. Ясно, что благодаря этому, граммофон не проник еще в массы, особенно у нас в России, где массу населения составляют крестьяне, мещане и мастеровые. Нужды деревни так велики, что о граммофоне и мечтать ей пока даже нельзя! Тем не менее, как это не покажется на первый взгляд странным, граммофон распространен в России более чем в других странах. Мы можем с уверенностью сказать, что в России находится в употреблении около полумиллиона граммофонов, т.е. полмиллиона потребителей! Если мы возьмем за единицу среднюю стоимость граммофонов в 40 руб. и предположим, что в среднем каждый владеющий граммофоном, имеет до 10 пластинок, то выйдет, что на граммофоны в России потрачено около 30 000 000 руб. и это в какие-нибудь 7 – 8 лет, да еще при бедности и некультурности массы. Легко себе представить, какую физиономию примет граммофонный рынок в России, когда культура проникнет в деревенские хижины и когда социальные и экономические условия изменятся к лучшему. Две мировые фабрики АО “Граммофон” и “Колумбия Графофон” производят машины и пластинки более чем на 15 миллионов рублей в год, из которых 1/5 часть сбывалась в России. Помимо этих двух фабрик, в настоящее время развелось, особенно в Германии, очень много мелких фабрикантов, которые большей частью сплавляют свои товары в Россию”.
(По материалам журнала “Новости граммофона” 1907 год).