Русский француз Мариус Петипа

Наш сегодняшний рассказ о великом артисте и балетмейстере, французе из Марселя Мариусе ПЕТИПА. Но в историю мирового балета он вошел как русский хореограф. Ведь ни много ни мало Мариус Иванович, как его ласково называли в России, более шестидесяти трех лет прожил в Петербурге. Именно здесь он поставит свои лучшие балеты, которые до сих пор украшают репертуары самых знаменитых театров мира.

И, конечно же, мы не сможем обойти молчанием сам Дом Петипа, Мариинский театр, здание на Крюковом канале Северной Пальмиры. Именно в Мариинке в 1862 году Мариус Петипа ошеломил Петербург, поставив свой первый “большой балет” – “Дочь фараона”. Отсюда же, сорок лет спустя, он будет изгнан, поставив свой последний “большой балет” – “Волшебное зеркало”, который потерпел жестокий провал (единственный случай в его жизни). Его выгнали безжалостно, беспардонно, как изгоняют проворовавшуюся прислугу…

Итак, родившись в Марселе в 1818 году, Петипа провел свое детство в Брюсселе, где вместе со старшим братом Люсьеном постигал секреты хореографии у своего отца Жана Антуана Петипа. Став профессиональными танцовщиками, братья не раз выступали в одних балетах. А еще они были одаренными мимами и блестящими партнерами таких великих балерин, какими были Фанни Эльслер, Карлотта Гризи, Франческа Черрито… Карьера Мариуса развивалась успешно. Он много гастролирует по Европе. особое впечатление на молодого танцовщика и начинающего балетмейстера оказала Испания. Петипа просто влюбился в гитарно-песенный фольклор этой страны. А еще больше его поразили танцы испанцев. Он жадно впитывал новую для себя эстетику танца, необычные хореографические рисунки движений. Долго всматриваясь в танцующих в таверне знойных красавцев и их темпераментных партнерш, Петипа знал, что это магическое искусство он обязательно перенесет на балетную сцену. Где и когда это произойдет, наш герой еще не знал. А то, что это случится в России, Мариус ну никак не мог представить даже в самых немыслимых своих фантазиях. И вот тут поступило приглашение из Санкт-Петербурга от дирекции императорских театров. Недолго думая, зная, что в русской столице хорошо платят французским танцовщикам, он едет в Россию.

Какой себе представлял избалованный вниманием публики француз эту загадочную страну? Его познания ничем не отличались от познаний подавляющего большинства иностранцев: круглый год зима, холод и разгуливающие по улицам люди в валенках и медведи. Петипа готовился к поездке сообразно этим знаниям и в июне приехал в российскую столицу в меховой шубе и шапке. Мариус был огорчен. Обливаясь потом и проклиная “знатоков” России, он явился в дирекцию императорских театров. Его зачислили в штат. Прибыв в Петербург в 1847 году, Петипа не предполагал задерживаться здесь надолго. Но остался на всю жизнь…

Сначала он был танцовщиком-премьером, затем штатным балетмейстером и педагогом, с 1869 по 1903 год – главным балетмейстером. Необыкновенная судьба, фантастическая карьера! Однако о своих первых месяцах пребывания в Петербурге Петипа вспоминал так: “Первая встреча с господином Гедеоновым (директор императорских театров. – В.В.) привела меня в растерянность. Он предложил мне… погулять четыре месяца. На мое возражение, что мне надо на что-то жить, Гедеонов дал мне бумажку, по которой в конторе дирекции мне выдали двести пятьдесят рублей серебром. В течение четырех месяцев я осматривал город, бывал в Эрмитаже, на островах. И каждое утро в школе упражнялся в танцевальном искусстве. За три недели до открытия я начал репетировать “Пахиту”. Первое представление этого балета состоялось в присутствии императора Николая I. Через неделю после этого моего дебюта мне было передано кольцо с “маркизой”, украшенной рубином и восемнадцатью бриллиантами. Этот первый пожалованный мне подарок я и доселе бережно храню как драгоценнейшее воспоминание”.

Петипа постепенно начинает строить великолепное, отчасти и несколько вызывающее здание петербургского балета. Он быстро разобрался, что собой представлял императорский балет 40-х годов. В ложе – царь, на сцене – фавориты директора императорских театров, после спектакля – царский подарок, а сам спектакль – последняя парижская новинка. Таковы условия игры, и Мариус их принимает.

Петипа оказался великим реставратором, по существу, спасшим весь романтический репертуар: и “Жизель”, и “Эсмеральду”, и “Корсара”, и “Пахиту”. Но возродить шедевры 40-х годов XIX века Петипа мог лишь при условии их существенной переработки. В каком направлении она шла? В том же, в каком шло исторические развитие балетного театра. А это значит движение от смешанного пантомимно-танцевального к чистому хореографическому языку и от эпизодической структуры к структуре ансамблевой, к монументальности и большому стилю. В течение двадцати лет на петербургской сцене Петипа был не только постановщиком, но и танцором. Его коронной ролью был образ Конрада в балете “Корсар”. Он выступил в этой роли на петербургской премьере в 1858 году и именно в ней, спустя десять лет, в последний раз вышел на сцену.

Свой первый большой многоактный испанский балет Петипа поставил не в Петербурге, а в Москве в 1869 году – это доживший до наших дней “Дон Кихот”. Перенеся эту постановку в Петербург в 1871 году, он немало в нем изменил. Вообще Петипа поставил свыше шестидесяти балетов, среди которых шедевры хореографического искусства. До сих пор восхищают его балеты: “Спящая красавица”, “Баядерка”, “Лебединое озеро”, “Дочь фараона”, “Раймонда”… Петипа ставил много танцевальных номеров и для оперных спектаклей: “Русалка”, “Орфей”, “Аида”, “Демон”, “Кармен”, “Фауст” и еще десятка три опер. Более тридцати лет Петипа преподавал в Петербургском театральном училище.

В русской столице он встретил свою первую жену – Марию Сергеевну Суровщикову-Петипа. Уроженка Новочеркасска, она была младше мужа на двадцать лет. Петипа заметил юную Машу Суровщикову еще в театральном училище и сразу влюбился без памяти. Петипа поставил для своей молодой жены более десяти одноактных балетов. Вместе они гастролировали в Париже, Берлине, Риге. В 1857 году у супругов родилась дочь, которую в честь матери тоже назвали Марией. Искусству танца она училась у отца. Мариус Иванович души не чаял в дочке. Когда он ставил “Спящую красавицу”, именно для нее создал партию Красной Шапочки. Но в день премьеры девочка была больна, и врачи запретили ей танцевать. Чтобы не огорчать дочь, он не стал вводить на роль другую исполнительницу, а просто немного изменил ее танцевальный номер. На сцене оставался только Серый Волк, который танцевал с вальсирующей на невидимых нитях корзинкой Красной Шапочки. Маша, присутствовавшая на премьере в ложе театра, была в восторге.

Мария Мариусовна, обладавшая ярким темпераментом и выразительной пластикой, была ведущей характерной танцовщицей петербургской сцены. Окончив сценическую деятельность, она после смерти отца уехала в Париж, где и скончалась в 1930 году.

Но вернемся к Петипа. Он женился во второй раз, много работал. После неудачной постановки балета “Волшебное зеркало” (1903) его, как мы уже говорили, уволили с поста главного балетмейстера императорского Мариинского театра. Оказавшись не у дел, он стал писать мемуары, давал консультации, а в летние месяцы уезжал из Петербурга и проводил их на морском берегу, сначала на Балтике, а затем – в Гурзуфе. где у него был летний дом. Душной июльской ночью 1910 года его не стало. Ему было более девяноста лет.

Петипа не только создал гениальные балеты, обогатившие танцевальную технику и танцевальный язык, но и проложил путь к тому, что стало хореографией в современном смысле слова. Хореография – главное завоевание петербургского балетного театра. Художник Петипа стал классиком хореографии, ее строителем, ее зодчим. Дом Петипа и сегодня является недосягаемой для других театров хореграфической вершиной, где главное действующее лицо – ее величество балерина. Ни в одной из самых знаменитых хореграфических трупп мира не было такого блестящего созвездия великих имен: Агриппина Ваганова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Тамара Карсавина, Ирина Колпакова, Матильда Кшесинская, Наталья Макарова, Алла Осипенко, Анна Павлова, Алла Сизова, Марина Семенова, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Алла Шелест, а сегодня это молодое поколение – Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, Майя Думченко и Софья Гумерова. Уверен, пока будет жить Дом Петипа, список великих балерин никогда не иссякнет.

Владимир ВАХРАМОВ.

котировки валют онлайн mobile forex mobile скачать forex мобильный


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В театр – на работу и на праздник
Cинема 08-2009
Право на смерть
Луч света в телецарстве
Новости 08-2009
У российского мюзикла – юбилей


««« »»»