Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
И.Кант
Фильм Жиля Бурдо «Заложник смерти», который выйдет в прокат 13-го января, для меня первый фильм за последние полгода, о котором хочется наконец написать что-нибудь серьезное. Если получится.
С темой «света в конце тоннеля» киношники часто играют, тем более, что современные визуальные средства прекрасно позволяют изобразить и свет, и тоннель, и еще что-нибудь, пугающее человечка по дороге ТУДА. Но, в данном случае задача создателей фильма явно была не испугать, а осмыслить с разных сторон, что меня порадовало. Натан (Ромен Дюри) пережил клиническую смерть в возрасте 8-ми лет, чудом вернулся к жизни, вырос, стал успешным адвокатом и кажется забыл о случившемся навсегда. Но однажды к нему в офис является странный человек, называющий себя доктором Кеем (Джон Малкович), пророчит ему скорый конец и уверенно демонстрирует знание будущего, предсказывая смерти разных людей. Жизнь Натана превращается в непрерывный кошмар. Избавиться от общества нового знакомого невозможно, так же как и понять что ему собственно нужно. Доктор всегда появляется внезапно, так же внезапно исчезает и говорит загадками.
Люди действительно мрут постоянно, подтверждая страшные пророчества. При чем все молодые и умудряются находить экзотические способы расстаться с жизнью. Причины смертей – не главное. Главный вопрос в том, изменит ли кто-нибудь из нас свое отношение к жизни, если будет точно знать, что умрет завтра или в течении ближайшей недели? На что он потратит оставшиеся несколько дней и пойдет ли знание дня собственной смерти на пользу потенциальному покойнику и его близким? Возможно он хороший человек и решит примириться со всеми, простить и быть прощенным. А что, если наоборот? Почему бы, например, не свести быстренько счеты с какими-нибудь нехорошими людьми, зная что пожизненное заключение тебе уже не страшно, а может и до суда дожить не успеешь? Ну это я так… фантазирую. Фильм на самом деле про людей исключительно высоких моральных ценностей, живущих где-то далеко за пределами РФ.
Их домики стоят в живописных местах. Из одного окна виден океан, из другого – цветущая степь. Мужчина и женщина с благородными лицами, одетые во все белое, просыпаются в ослепительно белом интерьере, выходят медленно из дома, белый тюль на дверях и окнах машет им вслед. Такое все красивое и замедленное, что прям слеза наворачивается почему-то… С ними двое детей – маленький и грудной. Все смотрят друг на друга и молча улыбаются. Никто не дергается по поводу несделанных уроков, уборки свинарника, негулянной собаки и прочих глупостей. Это вообще не люди, а ангелы без крыльев. Смотреть на них – одно удовольствие, честное слово. У них нет интернета, телевизора и веселых новогодних соседей. Их не беспокоят финансовые кризисы. Ничто не беспокоит. Так бы смотреть и смотреть… В качестве медитации. Но вдруг оказывается, что у них тоже есть проблема! Одна. Они умирают. Ужас какой. Я уже мечтала доехать до этого места на Земле, купить билет в один конец на все деньги, чтобы познакомиться с ними, походить тоже замедленно так улыбаясь в белой рубашке, а вот ведь… можно не успеть. Может быть, пока я пишу эти строки, на подъезде нашего дома уже растет огромная сосулька и будет ждать до завтра пока из подъезда выйду именно я, чтобы плюхнуться мне прямо на голову. Даже завещания не успею написать. Только этот текст и останется потомкам.
Одним словом, триллер удался. Тема цепляет. После фильма хочется срочно сделать что-нибудь хорошее пока не поздно, извиниться на всякий случай перед кем-нибудь и подумать за одно о смысле жизни. Доктор Кей видит свой смысл в том, чтобы «пробуждать людей», которые в большинстве своем так и живут всю жизнь «непробужденными», а умирают непроснувшись. Он учит пациентов ценить момент и мириться с неизбежным. Мысль определенно идет от древнего буддизма, но выражается современным языком. Отличный фильм. Есть на что посмотреть и о чем подумать.
“Заложник смерти”/Afterwards
Жанр: мистический триллер
Режиссер: Жиль Бурдо
Продюсер: Оливье Делбоск («8 женщин», «Ангел», «Марадона», «Время прощания», «Завет»), Марк Миссонье («8 женщин», «Время прощания», «Завет»)
Композитор: Александр Деспла (3 номинации на премию «Оскар», несколько номинаций и 1 премия «Золотой глобус», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Разрисованная вуаль», «Бесподобный мистер Фокс»)
В ролях:
• Ромен Дюри (несколько номинаций на премию «Сезар»; «Доберман», «Арсен Люпен», «Красотки», «Мольер», «Испанка»)
• Джон Малкович (2 номинации на премию «Оскар», «Опасные связи», «Империя Солнца», «За облаками», «Мир призраков», «Распутник», «Беовульф», «Эрагон»)
• Эванджелин Лилли (номинация на премию «Золотой Глобус»; «Длинный уик-энд», «Фредди против Джейсона»)
• Рис Томпсон («Ловец снов», «В стране женщин», «Супердетки 2»)
Производство: Германия, Канада, Франция, 2008
Дата релиза: 13 января 2011