ОНА ПРЕКРАСНА – СПОРУ НЕТ

Илзе Лиепа – дочь выдающегося танцовщика Мариса Лиепы – успешно и в то же время по-своему, будучи человеком одаренным, продолжает в Большом театре дело отца. Ее искусством любовались зрители в таких спектаклях, как “Белоснежка”, “Песнь исступленной Федры”, “Казанова”, “Корсар”, “Шахерезада”, “Видение Розы”, “Жар-птица”, “Ромео и Джульетта”, “Дон Кихот”. Она создала незабываемые образы в фильмах: “Блистающий мир”, “Бэмби”, “Лермонтов”, а в сериале “Михайло Ломоносов” она – молодая, цветущая – сыграла… даму в возрасте и так выразительно и правдоподобно, что режиссер А.Прошкин сделал ей изящный комплимент: “Должен тебя огорчить – хорошо!”.

Но никому из нынешних поклонников и почитателей таланта Илзе не довелось, как мне, видеть ее в “образе” березки. Случилось это у них в доме на улице Неждановой, ныне Брюсовом переулке, тогда Илзе было лет примерно одиннадцать. Я пришел к Марису Лиепе, чтобы взять интервью для журнала “Здоровье”. Отвечая на вопросы, он попутно демонстрировал мне, как тренирует своих детей – Андриса и Илзе, как укрепляет у них мускулатуру, развивает гибкость и чувство ритма. Стройная, длинноногая девочка, с благоговением смотревшая на отца, жадно ловившая каждое его слово, старательно выполняла все задания.

С тех пор прошло много лет и теперь в том же доме, в той же квартире я встретился с Илзе, уже известной балериной.

– В квартире, где мы когда-то встречались и беседовали с вашим папой, ничего, по существу, не изменилось. Все, как было тогда. Разве что некоторые картины появились, например, портрет Мариса Эдуардовича. У вас не возникало желания преобразить свое жилье посредством так называемого евроремонта?

– Я не принадлежу к разряду людей, стремящихся производить впечатление показной модерновой роскошью. Считаю, что не антураж создает личность. Человек может быть интересен только своей самобытностью. В окружающей обстановке отражается его индивидуальность, а евроремонт – это стандарт.

– Илзе, по всему чувствуется, что вы человек независимый, самостоятельный. Сами планируете свою жизнь и во всем привыкли рассчитывать исключительно на себя. Не кажется ли вам, что нынешнее время – время матриархата? Женщины стали деловыми. Во всем берут инициативу в свои руки. Сами себя обеспечивают, стали сильным полом. Во многих семьях женщина кормит семью, а мужчина как бы при ней состоит.

– Испокон веков в мужскую и женскую половину природа заложила совершенно разные функции, разные задачи, разную ответственность. Кто-то из великих сказал, что по нравственности поколения и нации можно судить о том, как ведут себя женщины. Ей отведена духовная роль. Говорят, что мужчина – это голова, а женщина – шея. Куда шея повернется, туда и голова вслед за ней. Так что неизвестно, что важнее.

Конечно, современная действительность вносит “новизну” во все отношения. Однако ответственности, которую природа возложила на женщину, с нее никто не снимал. Это – воспитание детей, сохранение духовной целостности и гармонии в своей семье, порядка во всем вокруг. Лично мне радостнее, когда женщина все-таки остается женщиной, обаятельной, нежной, чуткой, заботливой. Именно этот женский образ соответствует традиционным русским религиозным правилам и устоям.

– Как вы относитесь к тому, что появилось множество гадалок, ясновидящих, прорицателей, которые берутся не только предсказывать людям их дальнейшую жизнь, но и строить ее?

– Отрицательно. Это – не что иное, как разгул мракобесия в условиях нынешней демократии. По-моему, каждый здравомыслящий и культурный человек должен противостоять этому поветрию, не поддаваться ему и строить свою жизнь по своему усмотрению в меру своих возможностей. Надо делать ставку на собственные силы, а не сверхъестественные, существование которых весьма сомнительно.

– Ну, а в приметы вы верите?

– Я верю в Божий промысел. Приметам и вообще тому, во что иные вкладывают мистический смысл, значения не придаю. Я не боюсь черных кошек, перебегающих дорогу. Но вообще-то артисты – люди суеверные, и когда-то тоже считала не к добру, если перед спектаклем у меня падали балетные туфли или ножницы. И никогда не поднимала уроненную вещь. Но теперь это для меня уже ничего не значит и жить стало проще.

– Нынешний герой – какой он, по-вашему? Что должно его отличать?

– Герой в моем представлении – человек, ответственный за свои поступки и мысли. Ему присущи доброта, сердечность, искренность. Но эти качества в мужчинах встречаются, увы, очень редко. Для меня образ идеального мужчины воплощен в моем брате…

– Отождествляете ли вы себя со своими героинями?

– Бывает по-разному. Ведь не всегда приходится танцевать образы, которые являются светлыми, идеальными и гармоничными. В таком случае прикладываю большие усилия, чтобы не отождествлять себя со своей героиней.

– Зависит ли ваше настроение на сцене от партнера, декорации, оркестра?

– Очень. Партнер здесь, как в теннисе. Если мяч бросил, а на корте никого нет, то он улетит в никуда. Нужно непременно получить мяч обратно, и от того, как ты его получишь, во многом определяет твои дальнейшие действия.

– Игорь Владимирович Ильинский, который играл в теннис, как-то сказал мне, что он вырабатывает у артиста быстроту реакции, умение чувствовать партнера.

– Очень верно подмечено. Иногда на сцене непроизвольно рождаются такие вещи, которые не были предусмотрены. Поэтому нужно тонко чувствовать и понимать друг друга.

– Для артиста балета дисциплина во всем – основа основ… А в жизни – вы идете на самоограничения? В чем именно?

– У нас, артистов балета, нет границы между жизнью и профессией. Я недавно получила травму и теперь должна входить в форму. Вроде бы сижу дома, а на самом деле занимаюсь ногой, чтобы быстрее преодолеть вынужденный простой. Наша профессия никогда не заканчивается. Она все время, и это создает в жизни определенные ограничения… Но по мне это даже к счастью. Сейчас так много суеты и соблазнов. Начиная со всяких светских, хотя можно ли вообще называть светскими всякие презентации, тусовки (модное ныне слово). На самом деле это – чудовищная суета и мельтешение. Представить себе не можете, какое для меня счастье сказать: извините, но у меня репетиция, я буду занята… Стараюсь не тратить на это ни времени, ни сил.

– Кто ваш кумир?

– Для меня, как и для моего брата, всегда был и остается примером наш отец, его жизнь, его служение своему делу. А женский эталон для меня – Анна Павлова как воплощение неземного, женственного, как образ вечного лебедя.

– Как вы относитесь к моде, к модной одежде?

– Хорошо, но в то же время не могу сказать, что слепо следую ей и нахожусь всецело в ее власти. Специально за ней не гоняюсь.

– Что оказывает на вас наибольшее эмоциональное воздействие?

– На первом месте – музыка, потом живопись. На третьем – театр. Мне давно хотелось послушать Михаила Плетнева, и недавно побывала на его концерте. Он играл Моцарта. Домой возвращалась совершенно ошеломленная и все думала: может ли балет пробуждать подобные эмоции? Балет, которым я занимаюсь и которому отдала свою жизнь. Не уверена. Балет все-таки действует на другие чувства. Музыка же более духовна.

– У вас рост выше среднего для женщины. Не возникают ли из-за этого сложности при выборе партнера?

– Такая проблема была в школьные годы, когда мы с Андрисом занимались в хореографическом училище… Мне твердили, что я – слишком высокая, а он – толстый. Думаю, это были еще и козни против нашего отца. Вообще-то окончание такого училища – только аванс. Выход из его стен не означает, что человек уже стал звездой. Дальнейшее становление в хореографии зависит от многих факторов. В ту пору никто не мог сказать, какая у меня в дальнейшем будет судьба. Так, как она у меня сложилась потом, – для меня самой большое удивление и недоумение.

– Насколько я как зритель могу судить, все удачно и благополучно.

– Спасибо за доброе слово. Я всегда любила балет и мечтала танцевать. Но мной руководила не жажда известности, желание занять какие-то первые позиции, завоевать зрительский успех. Этот вопрос передо мной никогда не стоял и не стоит. Я просто любила танцевать, раскрываться именно в танце.

Судьба в этом плане мне благоприятствовала. И люди мне помогали удивительные. Таким образом, у меня сложился свой собственный путь в хореографии. Отец, наверное, не предполагал, что я буду танцевать то, что сейчас танцую, что за мной твердо закрепился статус характерной танцовщицы. Когда он ушел из жизни, я прочитала в его дневниках: “Вчера был на “Дон Кихоте”… Илзе танцевала Мерседес – гениально!” Я, конечно, понимаю, что это был родительский восторг. А теперь мой опекун – старший брат.

Некоторые считают, что отличительная черта Илзе – ледяная красота. Это – глубокое заблуждение, поверхностный взгляд. В ней нет никакой “льдистости”. Она эмоциональна и темпераментна или, как сейчас принято говорить, – сексуальна и обольстительна. Чтобы понять это, достаточно пристально вглядеться в ее танцы, высокую технику которых рождают эмоции. Но это – на сцене, а в обыденной жизни ее эмоции спрятаны глубоко внутри, не выставляются напоказ, чтобы чисто по-женски привлечь к себе внимание. То очарование, которое девочка Илзе когда-то непроизвольно пробудила во мне, сегодня стало вполне осознанным.

Илья ОКУНЕВ.

На снимке: И.Лиепа в “Умирающем лебеде”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ГДЕ ГИТАРА СУКАЧЕВА?
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ДИМА!
УЛАНОВА
НОЭЛ ГЭЛЛАХЕР ВСТРЕТИЛСЯ С ДИЕГО МАРАДОНОЙ
РУМЫНСКИЙ ГЛИНКА
Уикенд
Анонсище
ВМЕСТО КУЛЬТУРЫ – ИНФРАСТРУКТУРА?
ЖЕМЧУЖИНА У МОРЯ, НО НЕ ОДЕССА…
ВЛАД СТАШЕВСКИЙ: НАДО УМЕТЬ ВОВРЕМЯ ПРИВЕСТИ В СИСТЕМУ СВОИ ЛЮБОВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Коротко
ТАК НЕ БЫВАЕТ…
“МГК”: СКАЖИ “ДА!”
КАК Я ОБЫГРАЛ ФОМЕНКО ЗА ЗВАНИЕ “САМОГО БОЛТЛИВОГО ТЕЛЕВЕДУЩЕГО”
ИЗ ДОСЬЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРА
“ПОД СКРИПОК ПЕРЕЛИВЫ, ПОД ЗАВЫВАНЬЕ ВЬЮГИ…”
Плагиате Мадонны
Невзоров. Слова
ДЖАЙЛЗУ МАРТИНУ НЕ НУЖНО ИМЯ ОТЦА
600 СЕКУНД ПОСЛЕ ВОЙНЫ
КАТЯ ЛЕЛЬ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ДОСТОЙНО ВСТРЕТИМ “ПРАЗДНИК! ПРАЗДНИК!”
ТРИ ТЕНОРА ЛЮБЯТ ФУТБОЛ
У НАС НЕ КАК В БРИТАНИИ
ПАСТОР РИЧИ ФЮРЕЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МУЗЫКУ
ТРЕТЬЯ “ФРАНЧЕСКА” БОРИСА ПОКРОВСКОГО
ПАНТАЛОНЫ ОТ СЕЛИН ДИОН НЕ СОСТОЯЛИСЬ
Новости
МАЙКЛ ДЖЕКСОН В ПЛАТЬЕ АРАБСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
ТАК ПОСТУПАЮТ НЕЧЕСТНЫЕ ДЯДИ


««« »»»