Струнный квартет имени П.Чайковского в Рахманиновском зале консерватории открыл цикл вечеров, посвященных десятилетию своего образования. К этому событию вышел в свет и диск, состоящий из фрагментов произведений, наиболее часто исполняемых им “на бис”: из Моцарта, Чайковского, Бородина, Гайдна и Барбера. Готовится и новый – двойной – диск всех квартетов Петра Чайковского.
Юбилей можно трактовать довольно широко. Ведь первое упоминание о струнном квартете и даже первая награда – престижного Международного фестиваля имени Бартока в Будапеште – пришлись на 1975 год, когда участники его были еще студентами Московской консерватории. Правда, после того пути музыкантов разошлись. А десять лет назад состоялось новое объединение в ансамбль, вдохновленное не энтузиазмом молодости, а проверенным временем пониманием, что интерес к ансамблевой игре превалирует над другими. Причем, от первого состава до юбилея дошли только двое: Михаил Готсдинер (первая скрипка, ученик Давида Ойстраха) и Сергей Батурин (альт). Другие участники квартета менялись: сейчас это – Лев Масловский (вторая скрипка) и Рустам Комачков (виолончель).
Что же касается юбилейного диска, то он – отражение давно выношенной и осуществленной идеи: превратить квартет из искусства для избранных в искусство, если не массовое, то доступное самой широкой публике. И в этом нет придуманности: квартет с его мощью, симфонизмом и красочностью и в то же время ненавязчивой интимностью, которая подчас недоступна крупномасштабным музыкальным произведениям, как нельзя лучше подходит для этой цели. Люди, приходящие на концерты струнного квартета имени Чайковского с работы, утомленные заботами дня, заметно “оттаивают”, обретают душевное равновесие и ту благость, которые могут вызвать в человеке только прекрасная музыка и прекрасное же ее исполнение.
Профессиональное мастерство – виртуозная техника и безупречный вкус – обязательное достоинство любого ансамбля подобного класса, но артисты квартета имени Чайковского нащупали в своих слушателях тот “нерв”, который делает их исполнение особенно проникновенным. Речь идет о выборе музыкального материала для концертов. Конечно, это квартеты Чайковского – любимого композитора музыкантов: в том, что в 1993 году, в год столетия Петра Ильича ансамбль стал носить это имя, есть предопределенная закономерность. Конечно, это квартеты Моцарта – любимого композитора Чайковского: не потому ли любой концерт струнного квартета начинается именно произведением Моцарта, а самый первый диск включил в себя три квартета этого музыкального гения. Охотно и часто артисты исполняют и произведения других композиторов. Круг их очень широк: от Гайдна – “Семь слов Христа” – и Бетховена, раннего и достаточно позднего, – до Бородина, Прокофьева и Шостаковича. В каждой тщательно составленной программе музыканты хотят достичь главного: чтобы публика ощутила мощь и красоту этого удивительного жанра – квартета. Хотя для усиления музыкального эффекта квартет часто приглашает принять участие в концерте известных солистов: пианистов Михаила Воскресенского и Маргариту Федорову, певицу Галину Писаренко, которая после одного из них, состоявшегося в зале МИДа, сказала просто и искренне: “Я – ваша!”.
Публика благодарно отвечает на все эти усилия: каждый концерт – аншлаговый, каждый сопровождается теплым приемом, что в свою очередь делает непременным исполнение музыкантов “на бис”. Игру эту нельзя не назвать вдохновенной: так поднят “градус” концерта, столь жаждет публика повторения только что полученного эстетического наслаждения. Причем это не зависит от места выступления: в любимых музыкантами Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в зальце Музея Вадима Сидура на окраине Москвы или в Доме-музее Петра Чайковского в Клину, в городах российской провинции или за рубежом – в Италии, Германии, Мексике, Испании, Южной Корее, Франции… Дарить публике встречи с изысканной музыкой давно стало естественной потребностью Струнного квартета имени Чайковского.
Ирина МЕДВЕДЕВА.