ПО ЭПОХАМ И СТРАНАМ

В этом сезоне в Малом зале консерватории благодаря поистине подвижнической деятельности российской государственной компании “Содружество” (директор Н.Бутов) был продолжен интереснейший цикл концертов камерной музыки – “5 столетий”. Московский ансамбль виолончелистов (В.Тонха, Е.Жулева, В.Жулев, А.Варгафтик), а также С.Кравченко (скрипка) и Н.Виноградова (фортепиано) предложили слушателям увлекательное музыкальное путешествие. Один век сменяет другой, но неизменным остается наше благодарное изумление творческой мощью человеческого духа. И еще одна немаловажная деталь: молодая аудитория до отказа заполняет изысканно строгий зал, неуловимо напоминающий старинный музыкальный инструмент – так великолепна его акустика и классически совершенен декор.

Страстная, живая музыка Алессандро Траделлы, отражающая в полной мере бурную, непокорную натуру композитора (недаром была сложена легенда о чудодейственной силе этих звуков, покоряющих даже злоумышленников), воспринималась как взволнованная исповедь художника XVII века, без усилий преодолевающая “громаду лет”. Этому доверительному диалогу сердец в немалой степени способствовал краткий комментарий В.Тонхи перед исполнением каждой вещи, некая прелюдия-интрига, создающая особую атмосферу восприятия музыки. И зал впитывал ее в себя, не упуская ни одного нюанса, чутко следя не только за прихотливыми изгибами музыкальной мысли, но и ее изложением, насыщенным глубоким постижением характера произведения и восхищенной влюбленностью в него.

Галантный век, отраженный в чарующих звуках Арканджелло Корелли, с мудрой благожелательностью обращался к нам, ограждая души от мишуры суеты. Эту тему – ценностей подлинных и мнимых – органично подхватывают композиторы века XX. На первый взгляд музыка Арво Пярта безмятежно созерцательна, но есть в ее спокойствии что-то завораживающее, как в водной глубине, течение которой неощутимо, но взор прикован к ней, и потом, вспоминая эти минуты, ощущаешь их как счастливый миг бытия. И тишина, которую хранят в финале музыканты, не опуская смычков, тоже входит в этот мир истаявших звуков. Тишина, в которой живет музыка…

Рядом с этим по-северному скупым (но не скудным) миром, простым и значительным, ошеломляюще самобытным, сфера Оливье Мессиана, одной из противоречивых фигур во французской музыке XX века, выглядит более гармоничной, певучей и – привычной. Его “Хвала Иисусу” из квартета “На конец времен”, впервые исполненная в 1941 году в лагере для военнопленных, оставила ощущение бесстрастного потока времени, одинаково равнодушного и к живым, и к мертвым. Тем с большим любопытством ожидалась “Поэма конца” для четырех виолончелей (1989 – 1997) на тексты М.Цветаевой японского композитора Ю.Такахаши (первое исполнение). То была звукопись мира, по-восточному изощренная, орнаментальная, в которую русские слова, время от времени произносимые музыкантами, вкрапливались еще одним узором, не имеющим смысла, а значит, и всеохватности, дарованной большой поэзии. В стихах Цветаевой слышен обжигающий крик сердца, стиснутого безнадежностью. Там, в далекой Праге 1924-го, уже проглядывала будущая Елабуга:

“Жизнь – это место, где жить нельзя”…

Для Такахаши же лихорадочная исповедь поэта-изгоя – лишь занимательный звуковой завиток формы. И все же было в этой “Поэме конца” нечто, цепко держащее внимание. Мы увидели себя со стороны, глазами другого народа, другой культуры – и сделали шаг навстречу себе.

Впереди (6 февраля и 6 мая) новые встречи с безбрежным миром музыки пяти столетий, цикл концертов продолжается.

Нелли ОНЧУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БРЮС ЗАЖАЛ ПОСЛЕДНИЙ ВЗНОС
НУЖНЫ ЛИ СЕГОДНЯ ВУНДЕРКИНДЫ?
ПРИНЦ САУДОВСКОЙ АРАВИИ НЕ ПОХОЖ НА “ЧЕЛОВЕКА ЧЕСТИ”
КЛАССИКА И ЭКЗОТИКА – БЛИЗНЕЦЫ И БРАТЬЯ
Анонсище
ДЖЕЙМС БРАУН ВЫПИСАЛСЯ ИЗ БОЛЬНИЦЫ
“ТАИС” 85 ЛЕТ СПУСТЯ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ БОРИСА КРАСНОВА
ГРУППОВОГО СЕКСА НА СЪЕМКАХ “ИГРЫ” НЕ СОСТОЯЛОСЬ
Коротко
ТАК БЫЛО ИЛИ НЕ БЫЛО ДАВЛЕНИЯ?
В МАДРИДЕ ОСВИСТАЛИ ОРКЕСТР ВЕНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
ДЖЕКИ БРАУН, СТАКАН ВИСКИ И РОК-Н-РОЛЛ
КАК В МОСКВЕ ОТМЕТЯТ СТОЛЕТИЕ ГЕРШВИНА
ЭЛТОН ДЖОН НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ПОХОРОННЫМ ПЕВЦОМ
В МИР АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С МАСТЕРОМ
“ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА” ПОД АРЕСТОМ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИЦИИ
“РОНДО”: ДВОЙНОЙ АЛЬБОМ В ПАМЯТЬ О ДЕСЯТИЛЕТИИ
ГРЯДЕТ ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ ЛОУРЕНСА ОЛИВЬЕ
ПУТЬ В ИТАЛИЮ СТАНОВИТСЯ КОРОЧЕ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ПАМЯТИ ПРИНЦЕССЫ ДИАНЫ
РОСТРОПОВИЧ: ОЧЕРЕДНОЙ ТРИУМФ
КАК ПОБЕДИТЬ НЕПОБЕДИМЫЙ ГЕРПЕС
Здравствуйте, “МузПравда”!
ТУПЫЕ И ЕЩЕ ТУПЕЕ
“УБИЙСТВО ВЕРСАЧЕ” НА КИНОПЛЕНКЕ
Уикэнд
НОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПИРАТЫ XX ВЕКА
“БРАВО” ОТМЕТИТ СВОЕ 15-ЛЕТИЕ БОЛЬШИМ ТУРОМ
ИУДАИЗМ И РЕЖИССЕР СПИЛБЕРГ
“ПЕСНЯ ГОДА” ФЕВРАЛЬСКАЯ И МАРТОВСКАЯ
ОТ FUNNY HOUSE – НЕТ ОЖОГОВ, ДАЖЕ У И.КОБЗОНА
ДОКТОР ДРЕ НЕ ПЛАТИТ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
“БЛЕСТЯЩИМ” ВСЕ В РАДОСТЬ: И ОБЛОЖНОЙ ДОЖДЬ, И ОБЛАКА, И СНЕЖОК, И ЗЛОЙ ВЕТЕР


««« »»»