В этом сезоне в Малом зале консерватории благодаря поистине подвижнической деятельности российской государственной компании “Содружество” (директор Н.Бутов) был продолжен интереснейший цикл концертов камерной музыки – “5 столетий”. Московский ансамбль виолончелистов (В.Тонха, Е.Жулева, В.Жулев, А.Варгафтик), а также С.Кравченко (скрипка) и Н.Виноградова (фортепиано) предложили слушателям увлекательное музыкальное путешествие. Один век сменяет другой, но неизменным остается наше благодарное изумление творческой мощью человеческого духа. И еще одна немаловажная деталь: молодая аудитория до отказа заполняет изысканно строгий зал, неуловимо напоминающий старинный музыкальный инструмент – так великолепна его акустика и классически совершенен декор.
Страстная, живая музыка Алессандро Траделлы, отражающая в полной мере бурную, непокорную натуру композитора (недаром была сложена легенда о чудодейственной силе этих звуков, покоряющих даже злоумышленников), воспринималась как взволнованная исповедь художника XVII века, без усилий преодолевающая “громаду лет”. Этому доверительному диалогу сердец в немалой степени способствовал краткий комментарий В.Тонхи перед исполнением каждой вещи, некая прелюдия-интрига, создающая особую атмосферу восприятия музыки. И зал впитывал ее в себя, не упуская ни одного нюанса, чутко следя не только за прихотливыми изгибами музыкальной мысли, но и ее изложением, насыщенным глубоким постижением характера произведения и восхищенной влюбленностью в него.
Галантный век, отраженный в чарующих звуках Арканджелло Корелли, с мудрой благожелательностью обращался к нам, ограждая души от мишуры суеты. Эту тему – ценностей подлинных и мнимых – органично подхватывают композиторы века XX. На первый взгляд музыка Арво Пярта безмятежно созерцательна, но есть в ее спокойствии что-то завораживающее, как в водной глубине, течение которой неощутимо, но взор прикован к ней, и потом, вспоминая эти минуты, ощущаешь их как счастливый миг бытия. И тишина, которую хранят в финале музыканты, не опуская смычков, тоже входит в этот мир истаявших звуков. Тишина, в которой живет музыка…
Рядом с этим по-северному скупым (но не скудным) миром, простым и значительным, ошеломляюще самобытным, сфера Оливье Мессиана, одной из противоречивых фигур во французской музыке XX века, выглядит более гармоничной, певучей и – привычной. Его “Хвала Иисусу” из квартета “На конец времен”, впервые исполненная в 1941 году в лагере для военнопленных, оставила ощущение бесстрастного потока времени, одинаково равнодушного и к живым, и к мертвым. Тем с большим любопытством ожидалась “Поэма конца” для четырех виолончелей (1989 – 1997) на тексты М.Цветаевой японского композитора Ю.Такахаши (первое исполнение). То была звукопись мира, по-восточному изощренная, орнаментальная, в которую русские слова, время от времени произносимые музыкантами, вкрапливались еще одним узором, не имеющим смысла, а значит, и всеохватности, дарованной большой поэзии. В стихах Цветаевой слышен обжигающий крик сердца, стиснутого безнадежностью. Там, в далекой Праге 1924-го, уже проглядывала будущая Елабуга:
“Жизнь – это место, где жить нельзя”…
Для Такахаши же лихорадочная исповедь поэта-изгоя – лишь занимательный звуковой завиток формы. И все же было в этой “Поэме конца” нечто, цепко держащее внимание. Мы увидели себя со стороны, глазами другого народа, другой культуры – и сделали шаг навстречу себе.
Впереди (6 февраля и 6 мая) новые встречи с безбрежным миром музыки пяти столетий, цикл концертов продолжается.
Нелли ОНЧУРОВА.