“ЖУРНАЛЮГИ”

Минувшей весной блистательный Градский, зайдя случайно (я его вытащил туда из-за стола) на заседание телевизионного “Пресс-клуба” (посвященное ГКЧП- тематике), назвал (прилюдно!) представителей репортерской профессии “журналюгами”. Стрела попала в цель. Поджала губы прелестная Кира Александровна Прошутинская и стала обращаться к “отцу советского рок-н-ролла” не иначе как “певец Градский”, всячески подчеркивая, что его, мол, дело петь, а не рассуждать. Однако при монтаже его пассаж все-таки не выкинула, потому что (как хороший профессионал) прекрасно поняла: это единственное живое слово, которое прозвучало в ее передаче. Очень рассердился дежурный “Пресс-клуба”, этакий розовощекий Керубино с усиками, приняв, видимо, этот нелицеприятный эпитет на свой личный счет.

Кстати, мне довелось обсуждать сакраментальный термин с одним из самых заметных совжурналистов Андреем Мальгиным, и редактор “Столицы” однозначно трактовал словечко “журналюги” как нечто похвальное. Крутой, мол, такой, настоящий репортерище. Так что все дело в самооценке. Если как, скажем, Денис Горелов – талантлив, но закомплексован, то на “журналюгу” обидишься, а если в себе уверен – не задумаешься даже.

Ну да ладно. После той передачи все ведущие газеты дружно “отбились”. Причем старшие представители профессии (такие, как А.Аронов, Л.Новоженов и другие) отреклись от гениальной непосредственности непосредственного (именно так!) А.Градского, написав, что он-де “пал”, “утратил” и т.д. Оказавшись впоследствии в одном круизе, Градский с Новоженовым ни разу не поздоровались. Точнее, Саша не замечал Лёву.

Однако за кадром остался тот факт, что Градскому оборвали телефон все: от именитых друзей до знакомых сантехников, поздравляя с немузыкальным, но великолепным выступлением. Это был успех. Настоящий успех.

Любопытно. Ведь дело не в народной любви к ГКЧП, за представителей которых Градский тогда косвенно вступился, а в искренности человека, который отреагировал на ситуацию естественным для себя образом, не задумываясь о том, как и что нужно сказать.

Именно эта непосредственность и подкупает того, кто “потребляет” средства массовой информации. Ведь помимо маленькой и подонковатой тусовки “журналюг”, которая путает (в силу туповатости ее представителей) свой местечковый обмен мнениями с гласом народа, существует и сам народ. Он лишь малой своей частью отзывается на те или иные публикации, а в массе потребляет увиденное по ТВ и прочитанное в газетах, оставаясь при своем, неведомом журналистам и социологам, мнении.

Единственным реальным проявлением народной любви и одобрения можно считать, пожалуй, лишь тираж издания. (И здесь, пожалуй, действительно уместно по-комсомольски звонкое: “В России нет еще пока газеты круче, чем “МК”).

Перефразируя Костю Кинчева, “все в жизни рок-н-ролл”. В том числе и журналистика. Одних любят, других – нет. Конечно, все особо тонкое и изысканное недоступно большинству, но именно это обстоятельство дает возможность рядиться под талант любой суетливой бездарности. И списывать отсутствие популярности, “любимости” за счет отсутствия вкуса у нас с вами, которые вольны любить или не любить, потреблять или не потреблять то или иное произведение искусства или массовой культуры.

Слава Богу, не все “журналюги”, как помянутый на этой же странице (см. “Папину журналистику”) фельетонист Графов, готовы рассуждать о том, в чем не компетентны. Не все в качестве единственного своего достоинства дают длинный перечень фамилий уважаемых людей, с которыми в жизни довелось познакомиться. (Так, был один поэт, переводчик и литературовед по фамилии Найман, который в постперестроечные годы объездил весь мир, читая лекции о том, как он в молодые годы был лично знаком с А.Ахматовой и являлся даже ее любимцем…). Жаль, когда не приходится гордиться личными достижениями. Вернее, единственным достижением является список достойных знакомств.

Все это безнадежно “папины” прихваты, которые пускаются в ход, когда нет истинной уверенности в себе, нет способности к самовыражению, нет чувства собственного достоинства, но есть дикий страх: “Что будет со мной, если каноны рухнут?”

А каноны рушатся! Права, права М.Леско. “Папина журналистика” отправляется на свалку.

Есть, на мой взгляд, ровно одна хорошая “папина” газета, где блюдутся лучшие, на мой взгляд, традиции профессиональной классической журналистики, – “Известия”.

А есть газета “Коммерсантъ”, которая с каждым днем все больше расправляет крылья. Все-таки “Ъ” пока единственная газета западного типа.

…Будущее – все равно за искренностью. Вещи должны быть названы своими именами. И каждый имеет право на собственное мнение. В какой бы форме оно ни было выражено.

Журналистика, как и все наше общество, мутирует. И совсем не в сторону, угодную “графоманам”. Ибо не будет места мертвечине в журналистике будущего. Она, даст Бог, будет радовать нас не казенно тупыми фельетонами, а живыми и непосредственными наблюдениями о том, что является жизнью.

Из Вашингтона по факсу

P.S. Редактировать газету на расстоянии нелегко, но у меня нет намерения возвращаться до тех пор, пока люди, затеявшие уголовное преследование “НВ”, сами не окажутся на скамье подсудимых.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В ПОСТЕЛИ С ЛИКОЙ
АЛЕКСАНДР ПОЛИТКОВСКИЙ. Меню
ВСЕЯДНЫЙ САЛБИЕВ
ПАПИНА ЖУРНАЛИСТИКА
НАТАЛЬЯ ВЕТЛИЦКАЯ. Любимая женщина
“Я НЕ ПОЭТ, Я ТОЛЬКО УЧУСЬ”
ДЖОРДЖ МАЙКЛ ПОЕТ БЛЮЗ В ЛОНДОНСКОМ СУДЕ
СКОРПИОН. Эротический гороскоп
Героическая Джуна
ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА В РУМЫНИИ
В АДЖАРИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ СОЛНЕЧНО
ВЕДОМЫЙ – ЩИТ ГЕРОЯ. ДУБЛЬ 2
МОГУТИН “ЖИВЬЕМ”


««« »»»