На этой странице напечатана язвительная реплика “Как режиссер режиссеру”, ставшая, похоже, этаким переспелым яблоком раздора.
Дело в том, что автор предложила мне данный текст по горячим следам, вскоре после занятной ТВ-беседы Э.Рязанова с К.Эрнстом.
По ряду причин (о коих – ниже) я, поколебавшись, отказался публиковать сердитую эту заметку в «НВ». Но – предложил ее своей знакомой журналистке Н., ведущей телевизионную рубрику в очень популярной газете (т.к. ей тогда требовалось чем-то острым забить брешь в полосе, а едкая стилистика антирязановской реплики вполне, полагаю, вписывается в амплуа той резвой газеты).
Материал был опубликован. Под другим, правда, заголовком и с непозволительно ядреными купюрами. Я… оказался между потным молотом и визгливой наковальней. С одной стороны, написавшая реплику обвинила меня в поспешной передаче рукописи без согласования с автором (да и текст, повторю, основательно обкорнали). С другой…
С другой – разразился немалый скандал. Рикошетом (через Н.) задевший меня. Задетым посчитал себя не только режиссер Рязанов, но и элитарный телеведущий “Матадора”. (См. “Как режиссер режиссеру”). На популярное издание, дерзнувшее опубликовать такое, обрушился срежиссированный гнев отечественного бомонда, материализовавшийся, в лучших совтрадициях, в коллективном послании, которое подписала даже величественная Алла Борисовна Пугачева. (Правда, позднее, как мне поведала все та же “попавшая под лошадь” Н., выяснилось: некоторые подписи были искусно подделаны, но суть вовсе не в подлоге, а в масштабе реакции).
Самое для меня интригующее, так это энергичные действия знаменитого руководителя “пострадавшей” газеты. Я знаю его лет восемь. Знаю лично. Это один из самых талантливых и отважных редакторов Москвы. Но тут он просто спасовал. Журналистке Н. устроили лихую истерику со словами: “Нас закроют! Ты подставила редакцию! Делай что хочешь, но Эрнст должен быть доволен”.
Все-таки рискну предположить, что дело не в каких-то недостижимых завязках могущественной Пугачевой, а в похвальной настойчивости (опущенного обиднейшей репликой) телевизионщика К.Эрнста. Он, как выяснилось, визитил помянутого редактора в блистательной компании Влада Листьева и Александра Любимова, а про сердитые звонки мне подробно рассказала атакованная Н. Просто со слезами на красивых глазах рассказала.
Газета, не убоявшаяся в свое время наглого налета фашиствующих боевиков, тихих угроз Р.И.Хасбулатова и потенциальных наездов мафии, разразилась добротным сериалом… то ли опровержений, то ли чем-то типа маловразумительных изгибов. (Опровергать-то собственно нечего, поскольку наши депутатики еще не запретили пишущему люду излагать свое мнение и комментировать увиденное. Пока не запретили.)
Публикуя сегодня (солидарности ради) полный текст сакраментального материала, я считаю нужным, как и обещано, пояснить, отчего я отказался печатать его раньше.
Просто К.Эрнст – это мое (едва ли не единственное) достижение в тележурналистике.
Поясняю.
Ведущий “Матадора” попал на ТВ с моей подачи.
Когда в 1989 году Александр Любимов великодушно предложил мне провести совместно с ним ряд выпусков “Взгляда”, я познакомил его со своим приятелем, молодым ученым, бредившим карьерой режиссера. Звали его Константин. И у него были весьма обстоятельные связи, позволившие (под гарантию эфира) достать на стороне две камеры “BETACAM-SP” (профессионалы поймут, как это круто). Благодаря Костиным знакомствам мы с Любимовым смогли осенью съездить в славный Питер и снять (а после этого – и отпремьерить на I-м канале) беседы с Александром Невзоровым и Ниной Андреевой (в ту пору, находясь по разные стороны баррикад, те были весьма и весьма популярны). Это были мои дебютные телеинтервью.
Эрнсту, по моей просьбе, тогда предоставили возможность выступить ассистентом “взглядовского” режиссера Ивана Демидова, нынешнего ведущего “МузОбоза”.
Костя недурственно справился с этой нелегкой задачей, хотя и “запорол по звуку” диалог с насмешливым “секундомером” Невзоровым.
Впрочем, неунывающий Hi-Fi-профи Демидов помог-таки начинающему телемастеру. И сюжет удалось пропихнуть в эфир, невзирая на вялое сопротивление тогдашнего шефа программы Анатолия Григорьевича Лысенко, любовно прозванного “взглядовцами” Лысым.
И всякий раз, читая вдумчивую и восторженную статью о “Матадоре”, я не без удовлетворения говорю себе: “Все-таки я был прав, товарищ пошел верной дорогой”.
И это первая причина из упомянутых выше.
Вторая: многие коллеги пересказывают мне, что сам К.Эрнст очень благодарно и тепло отзывается о нашем давнишнем сотрудничестве. Про Ваню Демидова тоже, конечно, хорошо говорит. И это причина №2.
Третья. И о самой газете “Новый Взгляд”, и о ее субботнем варианте (вкладыш в “Мосправду”) принято отзываться как об абсолютном рекордсмене плюрализма. Коль скоро “Матадор” представлен был на страницах моей газеты в роли лидера нашего “TV-рейтинга” (см. отзывы теле-дивы Татьяны Митковой, кутюрье Натальи Нафталиевой, ведущего “Пресс-экспресса” Андрея Егоршева, модельера Валентина Юдашкина, ТВ-ветерана Дмитрия Крылова), то закономерно появление и такого “яблочка” (см. начало).
Надкусывайте.
Не подавитесь.
Сосчитайте до 10.
Пишите протест. Мы – в своем праве. Опубликуем запросто.
Да, и “не забудьте выключить телевизор”.
P.S. Ну и, само собой, мне любопытно ощутить, какому именно воздействию подвергается редактор, осмелившийся, оставаясь в рамках Закона о печати, предоставить газетную площадь под критическую рецензию такого сорта. Тем более, что после того, как напечатан был сокращенный вариант, не только “дерзкая” газета пострадала, но и такие мэтры отечественной публицистики, как Э.Графов, не поленились в солидных изданиях написать отзывы, объемом не уступающие, пожалуй, тексту, отзывы эти спровоцировавшему. Но это уже другая песня. И спета будет в одном из следующих номеров «НВ». Не расслабляйтесь.