ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ

Все меняется в бывших советских республиках, кроме начальства. В полном соответствии с решениями XIX партконференции, первыми лицами Литвы, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Туркмении стали бывшие руководители республиканских компартий. Бывшие секретари ЦК возглавляют Латвию, Молдавию, Украину, секретарь столичного горкома – Россию. Лишь благодаря оригинальному избирательному закону партийный деятель Рюйтель, набрав в 1,5 раза больше голосов, уступил пост президента Эстонии писателю Ленарту Мери. Впрочем, и последний – человек вполне советского истеблишмента так же, как лидеры Киргизии и Белоруссии, ранее проводившие линию партии в научных учреждениях. Это тоже тенденция не новая – и в советское время в Политбюро входил академик Примаков, в правительство – академик Абалкин, в Президентский совет – писатель Айтматов. Даже в воюющем Таджикистане, где оказались выбиты кадры первого ряда партийной номенклатуры, теперь у власти аппаратчик рангом пониже.

Среди руководителей на местах тоже процент бывших весьма высок. Тенденция эта активно анализируется на страницах газет. Выводы достаточно стереотипные – демократические преобразования под угрозой, спаянные круговой порукой аппаратчики мечтают повернуть ход истории вспять, одураченный коммунистами народ не в силах оценить блага свободы. Правда, есть и голоса в защиту, призывающие не стричь всех под одну гребенку – оказывается, некоторые партфункционеры перестроились в демократов – скажем, Ельцин, А.Яковлев, Бразаускас, Назарбаев. Во всех этих комментариях много эмоций и мало понимания того, что из себя представляла Система и что главное действующее в ней лицо – Номенклатурный Чиновник.

Коммунистической Система называлась только в силу традиции, трудно себе представить, что Сталин или Брежнев мечтали жить в обществе, где уровень потребления вождя и дворника одинаков. Но название Системы требовало соответствующей фразеологии, которую мог воспринимать всерьез кто угодно, но не профессиональный партийный деятель. Аналогичный случай когда-то произошел с Колумбом – отправившись в Индию, он случайно открыл Америку, однако, чтобы не “срезали” финансирование, упрямо продолжал называть Индией завоеванную им землю.

Несостоятельность обвинений бывших партфункционеров в приверженности коммунистическим идеалам доказывает и их массовый успех в сфере бизнеса. Расхожее объяснение этих успехов отмыванием партийных денег не выдерживает критики: история криминалистики не знает случаев, чтобы неправедно нажитый капитал был разделен между десятками тысяч подельников, и при этом ни один не был бы схвачен за руку. Дело в другом: пока рядовые советские интеллигенты мучительно преодолевали отвращение к миру чистогана, ребята из райкомов делали деньги. Легче всего меняет убеждения тот, кто их никогда не имел.

Не случайно и то, что в возникших после ельцинского запрета КПСС мелких большевистских партиях почти не встречались бывшие аппаратчики. Мерзнуть на митингах с красным флагом в руках под истерические выкрики Анпилова или Нины Андреевой – занятие, не достойное серьезного человека. Вот когда появилась возможность восстановить российскую компартию, претендовать на имущество КПСС и опереться на ее сохранившиеся структуры на местах – в одночасье возникла полумиллионная организация со знакомыми лицами во главе.

Конечно, нет правил без исключений, и среди современных партийных деятелей оказалось несколько искренних большевиков – скажем, незабвенный Лигачев или последний политзаключенный в бывшем СССР – лидер латвийской компартии Рубикс. Убежден, что его держат в тюрьме по вздорному обвинению только благодаря уникальности подобной фигуры – так, яркая экзотическая бабочка неминуемо попадет на булавку коллекционера, а тривиальные капустницы и лимонницы спокойно порхают весь свой недолгий век.

Несостоятельно и другое обвинение в адрес аппаратчиков – дескать, Система приучила их действовать неэффективно. Любое заявление надо оценивать в рамках заданных ему условий. Когда вы наблюдаете скачки, не стоит рассуждать о том, что “Лада” ехала бы быстрее, а на грузовике можно было бы больше увезти.

Разумеется, все действия Системы оставались преступными, но надо отдать должное мастерству, с которым они выполнялись. Так, нельзя не признать виртуозом медвежатника, в пять минут вскрывающего пилочкой для ногтей сложнейший сейф.

Противоположный пример дают националисты, ныне пришедшие к власти на окраинах империи. Залиты кровью Таджикистан, Карабах, Абхазия, Приднестровье, а до достижения политических целей по-прежнему далеко. Андропов подобных дилетантов у себя в органах не терпел. А вот в Туркмении и Белоруссии, где позиции бывших наиболее сильны, царят социальный мир и относительное экономическое благополучие.

В 1991 году самые дальновидные аппаратчики поняли, что Система им больше не нужна. При всем обилии получаемых от нее благ оставались недоступными такие простые человеческие радости, как собственный банк, отпуск в Ницце или обучение детей в Гарварде. Еще важнее то, что вместе с Системой рушилась и империя, и перед наиболее способными из лидеров национальных компартий возникла заманчивая перспектива получить в вотчину не эфемерную советскую республику, а независимое государство.

Как видите, поставленная задача оказалась блестяще выполненной. Каждый выбрал свой путь, с учетом всех тонкостей национального характера: Шеварднадзе организовал военный переворот, а Бразаускас пришел к власти парламентским путем на социал-демократических лозунгах. Ельцин на шестом десятке лет обнаружил привилегии номенклатуры и восстал против них, а туркменский президент Ниязов вдруг вызвал к своей персоне всенародную любовь вплоть до портретов на купюрах. Кравчук, чтобы его не съели галицийцы, стал ярым националистом, а Назарбаев, наоборот, собирателем земель советских. Латвийский лидер Горбуновс, не сумевший стать самостоятельной политической фигурой, удержался у власти благодаря непревзойденному таланту излагать доступным европейцу языком самые кровожадные установки национал-радикалов.

Политика – дело тонкое, в ней всегда побеждает хитрейший.

Попробуем резюмировать. Если где-либо на одной шестой суши на важный пост выдвигается бывший номенклатурный деятель, ничего хорошего в этом нет. Весьма вероятно, что это лицемерный человек с сомнительным прошлым, ради карьеры он всегда будет поступать так, как велят сильные мира сего. Однако остается надежда, что при отсутствии руководящих указаний бывший партократ будет действовать с присущим ему здравым смыслом. А вот когда к власти приходит рьяный борец с тоталитаризмом – пиши пропало. Самозабвенно следуя лозунгам, он погубит себя, народ и всю вверенную ему территорию.

Александр ГИЛЬМАН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В ЖАНРЕ “ВАМПИРИЗМА”…
НА ЭТОТ РАЗ УВЕЛИ МАШИНУ
ЗНАМЕНЕМ – ПО ВЫМЕНИ
ВЗЯТКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ
НАНИ БРЕГВАДЗЕ. Любимый мужчина
ПОЦЕЛУЙ-ПИСКУН
ВЛАДИМИР ВИНОКУР. Любимая женщина
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ДЕТЕКТИВ
АНДРЕЙ ЕГОРШЕВ. Меню
ПОНАРОВСКАЯ: МОИ УКРАШЕНИЯ – В СЕЙФЕ
СВАЛКА КАК ОЧАГ РЕВОЛЮЦИИ
ЧТО МЕШАЕТ ПРЕЗИДЕНТУ?
“СТРАННИКУ” ДЕНЕГ НЕ ВЕРНУЛИ
ХОРОША И ПРИВЕТЛИВА
“ПРОДАВАТЬ НЕ УМЕЮ. И СЛАВА БОГУ”
МОЗГИ БЕЗ СОЦРЕАЛИЗМА
МИРОШНИЧЕНКО В ПРЕТЕНЗИИ НА ПОШЛЫХ КОЛЛЕГ
МАСКИРОВКА ОБЯЗАТЕЛЬНА!


««« »»»