ВО ВЛАСТИ СТРАХА

С тем же пылом, с каким раньше обличали капитализм, они теперь клеймят социализм. Переменись власть – и они тотчас же примутся чернить жизнь, прославляемую сейчас, и людей, которых сегодня возносят. Они с готовностью растопчут все, что прикажут и что кажется им хоть немного опасным.

Стоит возразить им с позиции разума, напомнить о совести, как они тотчас начинают кричать и биться в озлобленной истерике.

Отчаянно кричат те, кто числит себя в лагере “демократов” и готов простить президенту абсолютно все, лишь бы не трогали их маленького, убогого благополучия, не оттаскивали от края корытца, к которому они с таким трудом пробрались.

Вопиют крайние “оппозиционеры”, именующие Ельцина главой оккупационного правительства, масоном и даже евреем.

Программы разумной жизни, выхода из кризиса, борьбы с голодом, разрухой, преступностью нет ни у тех, ни у других. Им не до этого. Им страшно, а крики – наркотик, они заглушают страх и создают иллюзию деятельности во имя спасения.

Стыдно смотреть телевизионные передачи. Стыдно читать прессу. Особенно выразительно все это было перед референдумом: да-да-нет-да! Если не Ельцин, то кто?!

Почти ничего о том, что до сих пор у нас нет ни свободы, ни демократии, ни толковых законов, ни разумной программы действий, ни порядочности и честности, ни достоинства, ни защиты от произвола чиновников и бандитов, зато сколько плакатов-лозунгов! “Россия на новом этапе!”, “25-е апреля – новый рывок к свободе!”, “Август, Апрель – этапы большого пути!” Ну прямо вопрос жизни и смерти решался от того, кого мы посчитаем первее – того, кто на букву “Е”, или, наоборот, на “Х”…

Всех переплюнула популярная и смелая как будто бы молодежная газета, публиковавшая в каждом номере обязательно высказывание какого-нибудь артиста или другого деятеля культуры – в поддержку, конечно, в поддержку – “одобрямс”! “Единственный шанс повлиять на судьбу детей – голосовать в поддержку президента!” “Если не Он, то кто?!” “Да-да-нет-да! Да-да-нет-да!” – вот он, секрет будущей счастливой жизни! И то ли накануне, то ли в самый “исторический” день и вовсе был дан гигантский портрет во всю полосу (куда там А.Софронову, бывшему редактору “Огонька”, или всяким прежним “правдистам-известинцам”!) с огромным, прямо-таки истерическим “ДА!”

А собрание так называемой “интеллигенции” – встреча с обожаемым президентом в Колонном зале в Москве, – транслировавшееся на всю страну! Отличалось ли это хоть чем-нибудь от прежних, до боли знакомых – с Брежневым, Хрущевым, Сталиным? По-моему, только фамилиями выступавших.

Неужели не стыдно? Нет. Потому что – страшно. Живо все в памяти. Ну как вернется?

Но неужто не поняли до сих пор граждане, что именно трусость, безудержное славословие и холуйство взращивают психушки и лагеря, несвободу мыслить и действовать? Неужели наша же история не убеждает в этом? Ведь колючая проволока и многотысячное МВД, чудовищный Архипелаг и расстрелы – не причина страха, это следствие его. Как и дьявольская машина всесильного КГБ.

То, что произошло в стране в годы массового ленинско-сталинского террора, закономерно. Страна тогда тоже оказалась во власти страха. Именно страх диктовал Ленину письма и телеграммы – о расстреле “проституток, спаивающих солдат”, о расправе со священнослужителями, о взятии и расстреле заложников. Страх руководил теми, кто зверски подавлял Кронштадтский мятеж (ведь в нем даже контрреволюции не было, а лишь попытка напомнить обещанное!), страх расстрелял царя вместе с женщинами и детьми. Страх отнимал у голодающих хлеб, “раскулачивал”, убивал и изгонял самых достойных, способных, переселял народы, мучил, топил, сжигал. Страх не за родину, а ужас потерять власть заставлял принимать постановления и резолюции о непременном единомыслии, “партийной дисциплине”, “недопустимости фракций”, “обострении классовой борьбы”, “кольце врагов” вокруг и множестве их внутри страны. Животный ужас величайших преступников всех времен – не только палачей, но лжецов, спекулировавших святыми понятиями! – породил чудовищную, невиданную в истории машину подавления духа, мысли, всякой возможности сопротивления. Они – боялись. Потому и убивали. Но чем больше убивали, тем сильнее боялись. Заколдованный круг.

Желание власти ради самой власти неминуемо сопровождается страхом, ибо такое желание противоестественно, порочно в своей основе. Это иллюзия, что власть обеспечивает безопасность. Наоборот! Чем больше власти, тем больше хочется и тем сильнее страх ее потерять. Власть – наркотик, она разъедает души и тела и самого властителя, и его окружающих.

Наблюдая в последнее время за бесконечной суетой в “высших эшелонах власти” – хотя наблюдения эти, надо сказать, порядком поднадоели, – удивляешься мелкости, ничтожности поступков политических деятелей. Они не верны слову, непоследовательны и непорядочны, обидчивы, мелочны, порой просто беспомощны. В них слишком часто отсутствует именно то, что должно определять поведение человека ответственного – мудрость, сдержанность, спокойствие и уверенность в своих силах, последовательность, решительность.

С другой стороны, почему же мы-то терпим такую власть? Ведь ясно же сейчас, что результат референдума – вовсе не “дружная всенародная поддержка” нашего президента и его курса. Многие, очень многие отвечали утвердительно на первые два вопроса только потому, что действительно не видят альтернативы Ельцину, считают, что любой другой на его месте будет еще хуже. Да ведь и это можно понять. Во-первых, в нашей стране все еще действует чисто советский, а может, и старо-российский стереотип: кто начальник, тот и прав. И в этих условиях просто невозможно проявиться тому, кто может представить реальную альтернативу. Как можно, к примеру, Г.Явлинскому, Св. Федорову или кому-то еще доказать свою “альтернативность”, если они не у власти, а словам и обещаниям у нас теперь никто не верит – разуверились, хватит? Во-вторых, пропаганда, когда она постоянно капает на мозги, может убедить в чем угодно – это мы также хорошо помним с советских времен, – а пропаганда у нас теперь совершенно определенная. В-третьих же, – старый знакомый, страх. Как бы не стало хуже. Ведь в нашей стране так уж повелось: что ни делается, все к худшему.

Но это и есть прямой путь в стойло, то есть обратно, только стойло теперь называется по-другому. И надсмотрщики носят другие звания, и форма содержания иная – нас теперь не сажают за проволоку, а вымаривают по месту жительства.

Выход? Конечно же, есть. Он остается все тем же. Референдум? Пусть референдум. Но только не ради выбора между “Х” и “Е”, а во имя принятия законов, избавляющих нас от страха, защищающих и от “Х”, и от “Е” так же, как и от “Л”, “С” или “Г”. Каждый из нас – каждый! – должен ощутить себя личностью, гражданином своей страны, а не холуем, послушным исполнителем воли очередного президента, генсека, царя, императора, бая, Отца Всех Народов…

Мирный путь пока еще существует. Понимаю, какую реакцию у многих вызовет упоминание в этой связи о съезде. И все же, при всех неприятных эпитетах, которые сказаны в адрес этого многолюдного “легитимного органа”, именно он, согласно пока еще действующей Конституции, остается высшим органом власти в стране, и не где-нибудь, а на съездах звучали среди бессмысленных и бестолковых выступления весьма трезвые и толковые – людей, которые не понаслышке знают, как на самом деле живет, а точнее – гибнет великая в прошлом страна. Что же мешает этому представительному высшему органу, собравшись, стряхнув апатию, принять-таки закон о всеобщих перевыборах, сделать все, чтобы воплотить его в жизнь, а потом благородно и мужественно самораспуститься?

Мешает страх.

Огромная, великая страна застыла в страхе, как кролик перед удавом. Но страх не спасает. Мы погибнем, если не стряхнем с себя самое страшное – беспомощную апатию кроликов.

Юрий АРАКЧЕЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Сочинский синдром
ДВЕ ВСТРЕЧИ С АЛЕКСАНДРОМ ХВАНОМ ПОД “ДЮБА-ДЮБИСТОЕ”
ТАГИ-ЗАДЕ: ША, САМ СНИМУ ПРО СЕБЯ, ЛЮБИМОГО!
ЖЕРЕБЕЦ ДЛЯ ПЕТРОВИЧА
КАК УВИДЕТЬ ЯРКИЕ ИНФОРМАТИВНЫЕ КРАСОЧНЫЕ СНЫ
КАК ПЕРЕЖЕЧЬ СОБСТВЕННУЮ БОЛЕЗНЬ.
“На-На” НА АЛЯСКЕ
В НИХ СТРЕЛЯЛИ СВОИ
ЮРИЙ АНТОНОВ: “НЕ ПРОЩАЮ ПОДЛОСТЕЙ”
РОМАН КАРЦЕВ: ЖИЗНЬ БЕЗ ИММУНИТЕТА
НАТАЛЬЯ НАФТАЛИЕВА. Хит-парад
“СТАРКО” В “ЛУЖЕ
АНДРЕЙ ЕГОРШЕВ. ТВ-парад
Ким Ир Сен и Анпилов – братья навек?
“ЧТО ЖЕ ЭТО МЫ ПОСЕЯЛИ?..”
ТРИ ГОДА БЕЗ КУМИРА
ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ. Меню
ЧЕРЕПАШИЙ ПОЦЕЛУЙ


««« »»»