В КРУГЕ ВТОРОМ

Много лет назад мне в руки случайно попала книжица в ярком переплете: Томаш Ржезач “Спираль измены Александра Солженицына”. Издание было “самопальное” – с опечатками, невнимательной редактурой… Как я узнал, этой книгой пользовались для подготовки лекций в Высшей партийной школе…

Это сегодня только неграмотный не читал произведения Солженицына, а тогда, в конце 70-х, любая информация об Александре Исаевиче была в дефиците. Может, поэтому “Спираль” так врезалась в память.

Думаю, Александр Исаевич не обидится на меня, если я обнародую то, что рассказывали о нем с кафедр ВПШ, – о себе он читал и слышал и не такое.

Об авторе “Спирали…” сообщалось коротко. Томаш Ржезач долгое время работал у Солженицына переводчиком. Книгу о нем собирал по крупицам, беседуя с бывшими однокашниками, соратниками, коллегами Александра Исаевича.

Автор впервые увидел А.И.Солженицына в светском салоне, где собрались эмигранты разных лет и политических расцветок (от фашистов до маоистов). Солженицын приехал в компанию на машине с зашторенными окнами, в сопровождении телохранителей-каратистов. Был с Солженицыным и его личный врач, чех по национальности.

Ржезача поразили глаза Александра Исаевича: глубокие, маленькие. Шрам на лбу. Солженицын намеками дал понять, что эту метку оставили сотрудники КГБ, но Томаш предложил читателям свою версию: шрам – из детства. Поссорившись по какому-то пустяку с одноклассником по фамилии Каган, нервный, даже истеричный Санька Солженицын назвал одноклассника жидом пархатым. За это получил оплеуху и, падая, рассек лоб об угол парты. Шрам остался на всю жизнь.

Солженицын носил прозвище Морж – за невероятную подвижность лицевых мышц в моменты гнева или возбуждения. Мог разволноваться так, что падал в обморок. После происшествия с Каганом повел себя настолько покаянно, что собрал большое количество сочувствующих голосов и “виновного” (кавычки Ржезача. – С.Р.) Кагана вынудили перейти в другую школу.

Мать работала стенографисткой, хорошо зарабатывала. Чтобы еще лучше кормить и содержать сына, освоила английскую стенографию. В доме Солженицыных был достаток, определенный комфорт. Мальчик даже имел невиданную по тем временам роскошь – собственный письменный стол.

Автор замечает, что во время Великой Отечественной войны, когда у Солженицына случился маленький отпуск, навестить мать он не соизволил.

Над письменным столом Сани висел портрет отца в форме офицера царской армии, погибшего, когда мальчику было три месяца. Смерть Солженицына-старшего загадочна. Мать рассказывала сыну, что его отец утонул. Гуляли еще две версии. Первая – отец Сани застрелился. Вторая – его расстреляли.

Дед Александра Исаевича был богатым купцом. Имел 20 тысяч гектаров земли, 5 тысяч баранов, 50 батраков.

Начало Великой Отечественной войны Александр Исаевич встретил в обозе, где ему было поручено ухаживать за лошадьми. Потом закончил высшее артиллерийское училище, стал офицером. Служил в полку звуковой разведки, то есть практически в тылу, уточняет Ржезач. Спал и ел в тепле. Обслуживали его четыре солдата. Один из них – старшина Иван Соломин в 45-м году здорово выручил командира: вывел подразделение из окружения. Солженицын же струсил и хотел сдаться вместе с частью в плен. Соломин и полк вывел, и командира не выдал.

Но Солженицын понял, что война – это не игрушка, что здесь можно и погибнуть. Тогда он повел себя так, что его вынуждены были арестовать – написал “крамольное” письмо другу, которое по естественным причинам прочли.

Затем – тюрьмы и зоны в Подмосковье, Москве, Казахстане. В московской тюрьме Солженицын работал плотником и имел некоторые поблажки в режиме. Солженицын бессовестно “закладывал” сокамерников начальству. В последней тюрьме он примкнул к власовцам и бывшим бандеровцам…

Сам подбор деталей, наблюдений, “фактов” даже без комментариев обнаруживает позицию автора книги “Спираль измены Александра Солженицына”. Читателю судить, чему и как учили в высших партийных школах…

Сергей РЫКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ. ТВ-парад
ВАРЯГ С… ВОСТОКА?
ДЕВИЧИЙ ПОЦЕЛУЙ
ЭФРАИМ СЕВЕЛА: Я НЕ ТОЛСТОВЕЦ !
ЧТО ИЩЕТ ОН В СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ?
ЕЛЕНА И ТАТЬЯНА ЗАЙЦЕВЫ. Хит-парад
ВАЛЕНТИН ЮДАШКИН. Меню
С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ
БАЛ ВОРОВ
ЗАВЕЩАНИЕ НИКОЛАЯ II
А НОЧКА БЕЛАЯ БЫЛА
ЕВГЕНИЙ-ЖЕНЯ БЕЛОУСОВ
ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ-2
ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЦЕЛУЙ
САБИНА. ТВ-парад
ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ. Хит-парад
ЯЩИК
БОНЯ И БОРЯ В “ЖАМПЕ”
MTV: МАТЬ ТВОЮ, VASJA!
ДЕТОКРАТИЯ


««« »»»