ОПЫТ ПОПУЛЯРНОСТИ

После по-пионерски звонкого сообщения о дипломной работе, посвященной «НВ», – категоричный обвал звонков и писем с требованием подробностей. Мне, право, не все в этом сумбурном трактате показалось справедливым и верным, но у нас ведь непритворный принцип: читатель на первом месте. “Вы хотите песен? Их есть у меня”. Почему фрагменты НВ-исследования экс-студентки публикуются именно под этой рубрикой, объясню позднее. Туш, маэстро!

Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.

Господин главный редактор.

ОПЫТ ПОПУЛЯРНОСТИ

«Новый Взгляд» – интересен. В какой-то степени «НВ» несет в себе феномен топографии. Увидеть на одной странице Виталия Коротича и Станислава Куняева – возможность масштабного сравнения, узнавания рельефа. Мне представляется невозможным поиск аналогов такого подхода к личности в отечественной прессе. Цель моей работы сводится не к стремлению дать оценки “хорошо”, “плохо”, а проанализировать профессиональное (подчеркиваю) желание удовлетворить вкусы сегодняшней аудитории. Что долгое время считалось, а порой и считается зазорным. Сермяжность не исключает достоинства и вкуса!

В «НВ» практически отсутствует документализм, за минимальным исключением, в газетном смысле как метод подачи материалов. Нет “копирования” происходящего. Документализм – это метод отображения единичного, не претендующий на далеко идущие обобщения, равно как и на анализ. «НВ» полностью освобожден от подчеркнуто бесстрастного языка, сухого стиля текстов, где журналист должен занимать позицию стороннего служителя объективности. Человек пишущий – личность, человек рассказывающий имеет право на сугубо личное отношение к происходящему.

Периодически Додолев появляется на страницах газеты с “колонкой главного”. Когда хочется отмахнуться от читательских писем или коллег, когда необходимо просто высказаться. Своими появлениями он как будто подправляет стиль газеты. Выправляет, направляя. Определить жанр этих колонок довольно сложно. Это публицистика, подкупающая сходством с письмом, обыкновенным частным письмом в конверте «НВ». И непременно изобилующим элегантными метафорами и реалистичными примерами. Это слишком местный жанр, чтобы пытаться найти ему подгруппу. Напоминает западное (в хорошем смысле) отношение к читателю. В меру понимания и заигрывания.

За политической борьбой, конфликтом идеологий и расхождениями разнообразных прогнозов происходит столкновение русско-советского с западным, не менее дезориентирующее, чем в петровское или ленинское времена. Мы напряженно ищем идентичность и через изучение чужого. Чужого, но не совсем чуждого. Существует мнение, что за перестроечные годы всякая гуманитарная наука сошла на нет, может быть, отчасти оттого, что эти годы изучался Запад. Так и в некоторых изданиях, в частности в «НВ», заимствуются правила игры, формула товарного вида. Аккуратно сделанный «НВ» очень похоже имитирует язык западных СМИ, ориентированных на коммуникацию, диалог, сообщение.

Симон Соловейчик утверждает в «НВ», что “газета не административная власть, не духовная, а просто связь с живыми людьми. Почта”. Думается, это мнение совпадает с имиджем газеты, созданной Додолевым. Все достаточно просто: если не четко выверенная политическая установка, то узнаваемый стиль. Но о манере позже.

Модно обвинять прессу в необъективности. Логически рассуждая, добиться оной можно было бы, давая по каждому поводу разные мнения. Мне кажется сомнительной результативность гонок за объективностью. Издания и интересны тем, что они выражают мнения различных коллективов или индивидуумов. Только любимые сегодняшней, например, “Комсомольской правдой” таблицы действуют на сознание читателя безотказно: им верят больше, чем любому журналисту, обошедшему в красноречии Цицерона. Додолев выбрал обмен мнениями, не претендующими на веру, на поклонение, субъективизм – маленькая копия нашего общества, не претендующая на истину в последней или в иной инстанции.

«НВ» – это противостояние стилистической эклектике, в которой запутались многие издания, особенно молодые. Все принялись хулиганить, демонстрируя друг перед другом знание жизни и народной мудрости (в плохом смысле). Но каждый на своем уровне, как правило, “воровато наглея”. Это, видимо, если делать, то надо делать легко, но не ставить непринужденность основной задачей. Наверное, конечная цель – отождествление стилистики со стилем. Практически в каждой “колонке главного” господин Додолев накидывается на читателя с оправданиями. Но все же все мы “примеряем вечерние платья в своих камерах”. А продолжительность “бала” зависит от того, заберут ли платье, данное напрокат, или оно сшито для вас, с использованием ваших идей и поиском вашего стиля.

Смею заметить, что присутствие стиля не подразумевает вкус. Но все же мне симпатичны понятие стиля у Воеводина, понятие стиля официальных обращений Додолева, способность заставлять людей известных соответствовать понятию стиля в интервью Кушанашвили. Если могут, то почему – нет? Надо признаться, что нас, читателей, привлекает такая манера. У современного пост-советского, пост-закомплексованного читателя непреодолимая тяга к тому, что раньше отсутствовало легально. Читатель стремится удивиться. Удивляющийся или пытающийся это сделать покупает газету, подписывается на нее. Это успех. Позитивный или негативный – другой вопрос. Чтобы не пуститься в демагогию по поводу знаменателя любого успеха, вернемся к оправданиям Додолева. Так сложило время, что раньше честный, принципиальный человек пишущий был оппозицией к обстоятельствам, сейчас идет столкновение оппозиций, освобожденных от запретных обстоятельств.

Большой акцент в обсуждении «НВ» делается не на том, что написано, а как. На страницах газеты главный редактор “Нашего современника” Станислав Куняев вверг всех в шок лексикой, почти заставив забыть, к кому обращены сии перлы (“Обосрались”, «НВ» №3). Умение провоцировать интерес – урок, преподнесенный Додолевым другим средствам массовой информации. Но.

Но совершенно очевидна воспитательная функция языка. “При формировании воспитательных установок бывает довольно трудно представить идеал воспитания. А между тем во всех разновидностях его фиксаций, в том числе и, например, в вербальных формах искусства, всегда возникает необходимость и структурировать конкретный идеал словесно” (Н.Комлев). На страницах «НВ» невозможно найти тезисов об идеале, спровоцированном сегодняшним положением общества. Хотя, возможно, это человек свободно говорящий, если исходить из концепции построения газеты. Нет отделов, работающих в поисках материалов в определенном ракурсе. Есть только корреспонденции подходящие, раскрывающие индивидуум. Это можно назвать суммой всего сказанного выше.

Анна ШАРИК,

выпускница МГУ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“БУБА ВЕРНУЛСЯ”
КАК НАС ОБУСТРОЯТ КОММУНИСТЫ
ОЛЕГ ТАБАКОВл. Любимая женщина
ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА. Любимый мужчина
СПАСИБО ЗА СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!..
СТО ДНЕЙ ОДИНОЧЕСТВА, ИЛИ ЕФРЕЙТОРУ НИКТО НЕ ПИШЕТ


««« »»»