ПРОДЛИТСЯ ЛИ ЭКСПЕРИМЕНТ?

Еще недавно сотрудники Центра биологических структур работали в сверхсекретном режиме. Еще бы – только они знали тайну уникального бальзама, благодаря которому вот уже почти 70 лет сохраняется тело Ленина. Работа с телом стала для них увлекательным и в то же время очень сложным многолетним экспериментом. Но времена меняются. Сейчас государство лишило ученых финансовых дотаций, и беспрецедентный эксперимент оказался на грани срыва. Об этом с сожалением поведал один из руководителей спецгруппы, контролирующей состояние тела Ленина, заместитель директора Центра биологических структур Юрий ДЕНИСОВ-НИКОЛЬСКИЙ:

– Все началось в декабре 1991 года, после развала СССР. Именно тогда государство прекратило финансирование наших экспериментов. Поэтому мы вынуждены были преобразовать лабораторию в Центр биологических структур, который входит в состав НПО “ВИЛАР”. И сегодня основная наша работа – проведение исследований с целью создания новых лекарственных препаратов. Ну а сохранение Ленина пока никем не финансируется. Тем не менее мы делаем все возможное для поддержания стабильного состояния сохраняемого тела. Но никаких исследований в этом направлении не проводим – не на что. Все, что удается делать, базируется на старых запасах реактивов. Но запасы, конечно, не вечны. Может быть, когда-нибудь этот вопрос все-таки решится: или спонсоры найдутся, или государство возобновит финансирование. А мы сделаем все возможное, чтобы сохранить достигнутый уровень. Пока нам это удается.

– Юрий Иванович, в каком состоянии сейчас находится тело Ильича?

– Оно находится в хорошем состоянии и может храниться неопределенно долгое время. Но как любой биологический материал, бальзамированное тело подвержено медленным структурным изменениям. Происходят очень сложные физико-химические процессы, которые продолжают изучаться и вносятся в методику сохранения тела.

– Часто ли сотрудники лаборатории проводят осмотр тела Ленина?

– Регулярность медицинских обследований можно определить по графику работы Мавзолея. Два дня в неделю он закрыт. Именно столько времени занимают все необходимые для дальнейшего сохранения тела мероприятия. Приблизительно раз в полтора года в Мавзолее проводится более детальное обследование. Чтобы получить микрообразцы ткани тела для исследования, требуется специальное разрешение. Кстати, состояние этой ткани довольно устойчивое. Срез ткани, взятый из тела Ленина, вы не сможете отличить от тканей только что умершего человека. Не отличат их и высококвалифицированные специалисты. Мы принимаем все возможные меры, чтобы замедлить и приостановить химические процессы в теле. Картины в художественных галереях тоже периодически снимаются, чтобы провести реставрацию. Так и у нас – тело Ленина нуждается в медицинской реставрации.

– Если не секрет, каким составом обрабатывается вождь мирового пролетариата?

– Химическая обработка тела – уникальное достижение наших сотрудников, наш секрет. Мы его не разглашаем. Наша лаборатория не намерена уступать первенство в этой области иностранцам.

– Отличается ли бальзам 1924 года от химического состава, применяемого сейчас?

– Несомненно! Да и вообще сейчас сам метод бальзамирования совсем другой, нежели тот, что был в 1924 году.

– Юрий Иванович, лично для вас сохранение тела Ленина только научный эксперимент или же…

– Для меня решение уникальной научной задачи представляло большой интерес. Каких-либо политических проблем, связанных с нашей работой, ни я, ни сотрудники лаборатории никогда не решали.

– Кого из лидеров “братских” партий вам довелось бальзамировать? Какой случай оказался наиболее сложным?

– Бальзамирование – это не только научная проблема. Это искусство. В каждом случае возникают свои трудности. В частности, бальзамирование тела лидера Анголы Агостиньо Нето представляло серьезные трудности прежде всего потому, что работы проводились в африканской стране со своеобразным климатом. С другой стороны – это тело человека темного цвета кожи. Поэтому сохранение прижизненного облика Нето и особого цвета его кожи потребовало разработки специальных методик. Мы с этим успешно справились. Изменений традиционного метода потребовало и сохранение тела Хо Ши Мина.

– Представьте, что к вам обратится отечественный предприниматель и попросит забальзамировать умершего родственника… Откажете?

– Любые коммерческие предложения будут встречены с пониманием. Мы готовы обсудить условия. Для науки, терпящей бедствие, сейчас все средства хороши.

– Жалеете ли вы, что вам и вашим сотрудникам не дали продолжить эксперимент со Сталиным?

– В те времена нас никто и не спрашивал.

– До сих пор почти неизвестны подробности эвакуации тела Ленина в Сибирь во время войны…

– Был создан спецпоезд с терморегулируемым вагоном-рефрижератором. Для 1941 года было сделано все необходимое, чтобы транспортировка не отразилась на состоянии “объекта”, принимались все меры для сохранения тела в Тюмени. В этот период ученые смогли в спокойной обстановке провести дополнительные научные работы и наблюдения. Никто им не мешал – доступа посетителей ведь не было. Так что эти четыре года в Тюмени прошли с пользой для сохранения тела.

– Юрий Иванович, какие чувства вы испытывали, когда впервые прикоснулись к Ленину, и что испытываете сейчас?

– И раньше, и сейчас при работе в Мавзолее я руководствуюсь сознанием высокой ответственности. Эмоции – вещь не надежная для науки.

Дмитрий БАРИНОВ.

Фото автора.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СТРАННО ЭТО…
БЕГУЩИЙ МАВЗОЛЕЙ
РАБОЧИЕ ЧЕСТНЕЕ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
МУМИЯ ЛЕНИНА: ТАЙНАЯ СИЛА КОММУНИЗМА
ФИРМА “ЭКСПР” ПРОДОЛЖАЕТ ТЕРРОР
В КОЛОМЕНСКОМ БЛЕВАЛИ КУЛИЧАМИ
ДА, ЗДРАВСТВУЕТ ЦЕНЗУРА!
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ
ИЗЫДИ, ЛЮМПЕН!
БОРОВОМУ – ДА НЕ ЗНАТЬ?
МАНЬЯКА НАДЕЖДА НА МЭРА
ПОЛНОЕ СПОКОЙСТВИЕ
АЗАНОВ ИСПЕЧЕТ ТОРТ ДЛЯ ЕЛЬЦИНА
ОРЛЫ В НЕВОЛЕ НЕ ЖИВУТ
ШИРЕ РЕКЛАМИРУЙ СВОЮ БЕЗДАРНОСТЬ
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, В.В.!
“БЕЛЫЕ НОЧИ” ВСЕ БЛИЖЕ


««« »»»