ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Как ни странно, а референдум приближается.

Абсурдна все-таки жизнь! Когда-то Толстой удивлялся в “Живом трупе” (отличное, кстати, название для пьесы о политике и политиках!): живут люди, у них сложные отношения, своя духовная жизнь. И вдруг вламывается в эту жизнь некое существо в вицмундире, никому из них, из этих людей незнакомое, ненужное, неинтересное, такое, что они бы его и на порог не пустили – и начинает свободно, будто так и нужно, корежить эту жизнь! И правда: эти политики, большинство из которых, кроме нервной зевоты, никаких ведь других чувств не вызывают, нагло влезают “с ногами” в нашу жизнь и мы должны играть в их игры, по их правилам, мы зависим от их параноидальных идей, от их детской обидчивости и подросткового хамства, мы вынуждены во всем этом безобразии принимать участие и за весь этот гнусный маразм расплачиваться!

Да по какому праву? “Конституция”, “парламент”… Да мне-то что? У вас – свой парламент, у меня – своя компания. И не интересны вы мне, и до свидания, и избивайте и избирайте сами друг друга – вот здоровая реакция непосредственного человека.

“ – Идите к чертовой матери со своим “студебеккером”! – заорал Остап. – Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? …Знатоки! Убивать надо таких знатоков! “Студебеккер” ему подавай!”.

Замените “студебеккер” на “плебисцит”, “референдум”, “конституцию” или “парламент” – и вы услышите вопль души средненормального гражданина, особенно не достигшего еще 20-летнего возраста.

Может быть, высокопослушные закону, высокоответственные граждане США и других империалистических стран и не поймут такую реакцию – но, может быть, у них, в их странах есть Закон? А у нас – только вот Зорькин суд…

И все-таки, как ни естественно брезгливое отвращение ко всей этой мелкополитической возне, но, как ни странно, от таких вот… м-м-м… чудаков почему-то зависит твоя жизнь (хотя я бы лично им и пол мести не доверил). Почему так – неизвестно, но, увы, так. Политика как радиация – жизнь идет мирно, все сверкает и поет, а радиация – без запаха, без вкуса, тихой сапой подбирается. Так и тут – ты знать не знаешь про их игры, ремонтируешь машину, ругаешься с женой, ищешь приработок, воспитываешь сына и на минутку забегаешь к матери – а вне твоей жизни идет “политический процесс” и эту жизнь отравляет.

Значит, поневоле надо как-то вмешиваться, идти на этот их чертов референдум. Ясное дело, от твоего голоса ничего не зависит, но ведь если не пошел, то значит, совсем смирился с тем, что “без меня меня женили”. Нет, надо идти – ради самоуважения, в конце концов.

Хотя вообще-то – опять у нас выбор между плохим и совсем плохим! И больше никаких вариантов! Чудеса прямо в нашей стране…

Ну, а от каких обстоятельств зависят результаты голосования?

Прежде всего, оказалось, что слухи о “продажной демократической прессе, обслуживающей сионо-масонское правительство”, немного преувеличены. Из массовых газет сторону Ельцина твердо держат только “Известия”, “Московский комсомолец”, “Аргументы и факты”. Яростную антиельцинскую компанию ведут, само собой, “Правда”, “Совраска” (“Советская Россия”), “Хасбулатовская газета” (“Российская газета”). А самые массовые в стране – “Труд”, “Комсомольская правда” – занимают позицию или вообще никакую, или скорее уж близкую к антиельцинской. Есть, правда, много газет с малыми тиражами – “Московские новости”, “Литературная”, “Коммерсант дейли” и т.д., которые – с обычными интеллигентскими смешками и оговорками – поддерживают президента. Однако с тех пор как демократия добилась крупнейшего результата – всеобщего и равного избирательного права, значение таких “элитарных” газет – с точки зрения агитации и пропаганды – равно нулю. Один голос имеет и академик Вячеслав Иванов, и только что выписавшийся из дурдома алкаш Славка Иванов. И если даже допустить, что “Московские новости” читают сплошь одни профессора, а газету… ну, чтобы никого не обижать – газету “Красный лапоть” – сплошные ханыги, роль каждой из них в день Всеобщего референдума определяется отнюдь не “качеством” читателей, а только их количеством.

Итак, можно сказать, что пресса ведет примерно равную агитацию “за” и “против” Ельцина, “за” и “против” Хасбулатова.

Однако верно и то, что пресса (тем более центральная) нынче вообще имеет мало влияния. Кто читает политические статьи? Те, кто “болен” политикой. А у этих людей уже и взгляды сложились – читают только, чтобы лишний раз подзавестись. “Демократы” все равно твердо знают: “теория Гайдара всесильна, потому что она верна”, а “патриоты” еще крепче усвоили, что Ельцин – типичный сионист. Тут уж читай – не читай, люди стоят на своем твердо. Настолько твердо, что могут даже читать прессу противоположной ориентации – не дрогнут…

А вот огромная масса колеблющихся (или “плюющих на всю эту политику”) политические статьи использует, чтобы рыбу в них заворачивать. А ведь итоги референдума определят именно эти люди.

Тут в дело и вступает ТВ. Единственное реальное идеологическое оружие массового поражения. Его-то как-то обалдело смотрят все… Поэтому так скребет когтями Верховный Совет, желая установить на ТВ полную свободу, поэтому так отчаянно защищает полнейшую свободу ТВ Ельцин. Да, и та, и другая сторона, естественно, за свободу средств массовой агитации… т. е. информации… Пока что в этой борьбе побеждает свобода власти исполнительной.

ТВ, в отличие от газет – это серьезно. Другой серьезный источник пропаганды – разговоры уважаемых людей, устная агитация. Если, например, директор завода скажет, или председатель колхоза, или владелец фирмы, или командир роты – ну, грех же не прислушаться…

Нет, есть и другие влиятельные люди – друзья, родственники, соседи. Тут, правда, обычно идет взаимовлияние, а главное совершенно немыслимо понять, откуда изначально берутся те ценные идеи, которые ходят в “толще народной”: Ельцин – хронический алкаш, проданный американцам, Хасбулатов – главарь “чеченской мафии”… Тут уж есть ТВ или нет ТВ, в голове все равно каменный век. Содержание этих легенд так же не меняется, как не меняются от века к веку матерные ругательства.

Приятно и полезно в этих условиях вести агитацию – убеждать убежденных…

Какая будет погода 25-го? Чтобы пришли на референдум, нужна хорошая погода, но не слишком – иначе только вы избирателей и видели. А дальше… Дальше все зависит от улыбок теледикторов, сочетания разных слухов, активности “уважаемых людей”, последних скачков цен и все-таки, в какой-то мере, от здравого смысла народа. Вот на него – вся надежда, весь расчет в эти весенние дни.

Слабый расчет? Ну, как сказать… Хорошая власть – это ведь просто та, которая не мешает этому здравому смыслу проявляться – только и всего.

Леонид РАДЗИХОВСКИЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВНИМАНИЕ! «НОВЫЙ ВЗГЛЯД» ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!
НЕ ВАЖНО, ЧТО БУМАЖНО… БЫЛО Б ДЕНЕЖНО
“ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?”
НАНАЙСКАЯ БОРЬБА СОВЕТСКОГО САМОЕДА
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ. Хит-парад
СТРИПТИЗЕР = ПРОСТИТУТ. ПРАВДА, НЕ ВСЕГДА
ЭФРАИМ СЕВЕЛА. ТВ-парад
ОТКРЫТ ПАНОПТИКУМ ПЕЧАЛЬНЫЙ…


««« »»»