Утомленный СМИ

Рубрики: [Однако]  

За что не любят Михалкова

Самым обсуждаемым событием текущего сезона стало произведение Михалкова. И вовсе не «Предстояние», хотя фильм, безусловно, интересный и заслуживает самого пристального внимания. Речь идет о другом творении этого незаурядного автора — многолетнем сериале, который можно было бы озаглавить «Необычайные приключения Великого в стране СМИ».

Медиаполе вполне мож но считать виртуальным государством словесных каннибалов, ступая на территорию которого, человек рискует быть сожранным: если не понравишься местным йеху, ядовитые стрелы посыплются градом со всех сторон, как в фильме «Апокалипсис», будет плач и скрежет зубовный, как в Библии, короче, воцарится horror, horror, horror… И поскольку Никита Михалков своей железной пятой наступил по случайности на коллективное достоинство граждан этой территории, они всем сообществом бросились его изничтожать. Так на ровном месте вырос чисто человеческий конфликт, природа которого не менее любопытна, чем историческая трилогия «Утомленных солнцем».

За что же так не любят Михалкова? Вроде бы его талант или по крайней мере высокий профессиональный уровень никто не оспаривает. Возня вокруг кинонаследия СССР тоже не содержит внятных обвинений, а готовность кавалериста Бондарчука бить лицо кинодекабриста Матизена, обвинившего Никиту Сергеевича в подкупе мертвых звезд кинематографа (в этом критик, надо признать, поднялся до уровня Гоголя), и вовсе убеждает в том, что претензии к Михалкову не то чтобы разумны. И вменить хозяину Московского фестиваля на самом деле нечего. Эмоций тем не менее столько, что версии роятся в голове, словно мухи возле котлеты. Так, может быть, проблема именно в котлете? Тоже не факт. Скорее всего, собака раздора зарыта в другом интимном месте.

Система координат, в которой все мы обитаем, является производным «свободы, равенства и братства», поднятых некогда на щит французской революцией с подачи идеологов Просвещения. При этом всем понятно, что люди не равны, никакие не братья и что, к примеру, Матизен и Михалков уж точно разные животные. Но поскольку считается правильным делать вид, что особой разницы между homo sapiens нет, в человечьем сообществе культивируется демонстрация уважения даже к тому, кого презираешь.

И несмотря на то что русский философ Иван Ильин настойчиво призывал сортировать людей по рангу, а должности раздавать по способностям и душевным качествам, ни один социально значимый персонаж не решился продекларировать правильность подобного подхода. Кроме Михалкова. Он на деле реализовал означенный принцип, взяв на себя управление коллегами в презумпции того, что справится с задачей лучше, чем другие. Ибо он иной. Особый. Который может. Эта позиция возмутила сначала пишущих представителей киносообщества, а затем и значительную часть СМИ-населения. Встал вопрос «А кто такой этот Михалков?», что так безапелляционно претендует на роль лидера?

И все бы ничего, не будь Никита Сергеевич прекрасным артистом. Ибо в этом сюжете именно актерское чутье сослужило ему дурную службу. Как настоящий профи он рефлекторно вжился в неизящный контекст ситуации. Кинообщество ведь у нас в целом не очень культурное (интеллигенция вообще не самая культурная часть населения), а Никита Сергеевич стал разговаривать с Шариковыми от кино на языке Швондера от системы. Чтобы было понятно. Но Шариковы обиделись, и грянул бой, хотя, казалось бы, обижаться следовало бы, если бы с ними говорили на языке профессора Преображенского.

В

программе «Гордон Кихот», посвященной разбору фильма «Предстояние», поединок Гулливера с лилипутами был особенно поучителен, ибо Михалков, позиционирующийся как аристократ, полемизировал со своими оппонентами «по-простому», вместо того чтобы выступить Великаном, которому совсем не гоже дискутировать с не себе подобными. Ведь тот, кто считает себя правым, должен делать ставку на будущее, которое всегда рассудит, а не тратить время на бесполезные дискуссии с дорожной пылью, уносимой ветром. Сила Моськи не в том, что она лает на Слона, а в том, что Слон ее заметил.

Вот и свелась вся полемика вокруг новой ленты Михалкова к выяснению вопроса, кто с кем, как и о чем должен разговаривать, и кто на что имеет право. И пока Никита Сергеевич снимает фильмы и подтверждает свое звание Режиссера с большой буквы, униженные и оскорбленные его презрительным тоном & ядовитыми замечаниями кинодеятели клюют Великого не на жизнь, а на смерть, словно стая голодных орлов измученную печень Прометея. Что никак не умаляет достоинств «Утомленных солнцем 2», но учит: даже будучи Титаном, не посещай страну СМИ, если тебя там не любят. Иначе душераздирающий сериал будет длиться вечно и затмит все прочие произведения…


М. Леско


Оставьте комментарий



««« »»»