Родина, испошлена вконец…
Х.Л.Борхес.
ГКЧПистов будут судить по 64-й статье Уголовного кодекса России за измену Родине. Хочу вступиться. Не за обвиняемых – за оскорбленную и постоянно оскорбляемую безмолвную Родину, чье имя треплют все, кому не лень.
Вспомните незабвенного Градобоева: “По душе вас судить или по закону?” Каждый непредвзято мыслящий человек вынужден будет признать, что Родине изменить невозможно. Понятие Родина не является правовым, оно связано с духовной жизнью человека, с его моралью и нравственностью.
Статья 64 УК РФ – это доставшаяся нам в наследство от сталинского судопроизводства ловушка, “сконструированная”, чтобы запугивать или устранять неугодных. За Родину разрешалось только умирать.
Родину так долго отождествляли с государством, так упорно пытались срастить эти понятия (социалистическое государство – мечта человечества – только и может быть настоящей родиной!), что мы, кажется, и различие понимать перестали.
Уж так наше, выражаясь языком поэта-блюдолиза, “государстушко” за три четверти века своих подданных застращало и замордовало, что сельхозпродукты “сдавали” только Родине. И попробуй не сдай – не уличат ли в измене! А где те славные “закрома Родины”?
Как можно было любить такое государство?! Его можно только ненавидеть и оставить эту ненависть детям и внукам. И вот для тех, кого нужно было сохранить и удержать в качестве тягловой силы и кормильцев, и была придумана 64-я. Причем, заметьте, не Гражданского, хотя дело касается именно государства как общественного устройства, а Уголовного кодекса. У нас только в 70-е годы стали лишать родины, высылая недовольных и протестующих за границу. А до того людей либо гноили в лагерях и тюрьмах, либо вообще устраняли из жизни: “ТАКУЮ родину не хочет признавать!”
“Старичку где тепло, там и родина”, – говорил Лука из пьесы Горького, покидая ночлежку Коростылева. Но только ли старичку?!
Разве те, кто дорвался до власти, разве они себе не теплых местечек ищут? Теперь, когда “тайны мадридского двора” стали явью, мы почти повсюду и у всех обнаруживаем только личный интерес, камуфлируемый, правда, высокими словами. Вдруг “жадною толпой стоящие у трона” бросились за границу – послами, советниками, секретарями. “Поостыть от борьбы, отдохнуть”, – как выразился в интервью «Новому Взгляду» бывший зам. генсека Владимир Ивашко. Вот он, “чистоган” социалистического общества, где иваны, не желающие помнить родства, распевали на собраниях: “Кто был ничем, тот станет всем”. “Наша социалистическая родина” – пыжились они, подразумевая под этим доставшиеся за верную и часто подлую службу хорошие должности и дешевые сытные пайки (“долго их голод морил”).
Лет десять назад в радиопередаче о ЮАР литературовед А.Давидсон, рассказывая об англо-бурской войне, напомнил слушателям, что на помощь пострадавшим тогда от колонизаторов-англичан бурам отправились многие наши соотечественники – из Москвы, Киева, Тифлиса, Санкт-Петербурга. За ходом этой войны (наши же там!) следили газеты и читатели по всей огромной России, в то время возникла песня “Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…” Подводя итоги, ученый заметил, что все это – “часть нашей истории, истории нашей родины”.
Редактор получил нагоняй от главного выпускающего, был осмеян на летучке у зампреда, потому что “наша Родина” – это то (и только то!), что существует с 1917 года.
Возьмем, однако, нашу новейшую историю. Если уж сын Никиты Хрущева просит соответствующий департамент Америки оставить его в Соединенных Штатах, это характеризует не только его, но и суть социалистической идеологии, насквозь лживой и корыстной. Однако почему и сейчас для государственных деятелей, не справившихся с работой в стране, заранее готовят теплые местечки? Потому что на Родине уже не тепло?!
Послушайте, может хватит мусолить святое слово и понятие? Когда наших диссидентов лишали Родины, никому и в голову не приходило спросить, дорога она им или нет. Было ясно, что дорога, и именно поэтому нужно было несчастных ее лишить. Андроповское понимание гражданской казни. Гуманность под дулом пистолета?
Сегодня Язова – как ни странно! – и компанию хотят судить за то, за что их положено награждать. Ведь они-то как раз оказались верны своей, “социалистической” родине. Другая родина вряд ли вознесла бы их так высоко. Другой, демократической родине они не присягали. Они очутились в ней так же, как оказались в “социалистической” родине граждане и жители бывшей царской империи.
Надо все же учесть, что выпущенные из “Матросской тишины” ГКЧПисты рисковали и пострадали, можно сказать, за веру. В народе предлагают выдать им по Золотой Звезде Героя Советского Союза – его ведь они отстаивали! – и по ордену Ленина, подтвердив тем самым приверженность ГКЧП именно ленинским, насильственным методам захвата власти. Разве Берия, Хрущев, Брежнев действовали иначе? Все, кроме Берии, “верные ленинцы”, все – герои. Ленинский орден здесь абсолютно уместен.
А 64-ю статью нужно отменить. Родина тут абсолютно ни при чем. Родину все жалеют (и себя вместе с нею), а государство проклинают: прежнее ли, нынешнее ли – достойной жизни ни то, ни другое человеку не гарантирует. А без поддержки сограждан любое государство обречено на развал, что мы с горечью и наблюдаем. И закон ведь тут ничего сделать не может: не обяжешь. А обяжешь – не спросишь. А спросишь – ответа не получишь…
Игорь ЗОЛОТАРЕВ.