Дети “Кинотавра”

В дни школьных каникул, с 1 по 10 ноября, в Сочи прошел Второй Международный фестиваль детского и юношеского кино “Кинотаврик”.

О том, как все происходило, читайте рассказ наших специальных корреспондентов с места события.

1. Немного истории

Группа компаний “Кинотавр” во главе с ее идейным вдохновителем и бессменным лидером Марком Григорьевичем Рудинштейном, который известен в народе как Мистер Кинотавр, из года в год расширяет свою деятельность в сфере российского и зарубежного кинематографа. И “детей”, порожденных этим кинозверем, на сегодняшний момент, как известно, немало. Что, в свою очередь, является показателем жизненности главных постулатов, проповедуемых кинокомпанией, ее стабильности в штормовом экономическом море и умения организовать дело так, чтобы не ударить в грязь лицом.

“Кинотавр” начинал с Открытого Российского кинофестиваля в Сочи (1989), затем там же, спустя пять лет, стал проводиться и Международный кинофорум. А в 1996 г. “Кинотавр” создал совершенно не похожий ни на один другой кинофестиваль, тоже международный – “Лики любви”, название которого говорит само за себя. Проходит он в Москве в начале года.

Названная нами кинокомпания предоставила также бренд для Национальной премии кинокритики и кинопрессы “Золотой Овен”, одновременно являясь спонсором премии и хозяином торжественной церемонии. Кроме того, “Кинотавр” сумел создать единственный в Москве (да, думаю, и в России) Центр российского кино “Мир “Кинотавра”, который прокатывает фильмы только российского производства, тем самым давая выход на экраны отечественному кино, одновременно пропагандируя его.

И вот теперь – Международный фестиваль детского и юношеского кино в Сочи – “Кинотаврик”. Это самое юное “дитя” кинокомпании, потому что ему всего два года.

– Если в прошлом году была премьера, – сказал Президент “Кинотаврика” Юрий Николаев на Торжественном открытии кинофестиваля, – то в этом году фестиваль проходит уже под номером два, стало быть, можно говорить о традиции.

И название “Кинотаврик” для этого праздника детского кино, которое ему так подходит, стало вполне официальным.

2. Особенности “Кинотаврика”-2002

Отличительной чертой фестиваля этого года прежде всего является то, что проходил он не только в Сочи, но и в Краснодаре, где 9 ноября в Музыкальном Театре состоялось Торжественно закрытие “Кинотаврика”.

Детский фестиваль неслучайно расширил “ареал обитания”. Такое новшество объясняется заботой о ребятах, ведь далеко не все школьники в состоянии приехать на праздник в Сочи, хотя и живут недалеко. А так – еще и краснодарцы смогли приобщиться к киноискусству самым непосредственным образом. Вообще, как считает М.Г.Рудинштейн, то, что “Кинотаврик” состоялся, огромная заслуга губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, сумевшего в нужный момент противостоять тем силам, которые могли просто-напросто “зарубить” такое непростое, но крайне важное дело, как детский кинофестиваль. Словом, фестиваль сам поехал к своим маленьким зрителям, чтобы представить новые детские фильмы, встретиться с теми, для кого они созданы.

У всех нас, по словам Президента “Кинотаврика”, две профессии: одна своя, настоящая, другая – кинозритель. И с этим нельзя не согласиться. Особенно тогда, когда на кинофестивале все дети, которые смотрят кино, становятся не просто зрителями, но и теми, кто оценивает кинопродукцию, то есть являются фактически членами огромного детского жюри. В этом смысле нынешний “Кинотаврик” выгодно отличается от прошлогоднего, когда “приговор” детским фильмам объявляли взрослые дяди и тёти.

Перед просмотром каждого конкурсного фильма у входа в зал каждому ребенку вручали “бюллетень” с тремя пунктами для “голосования”, не забывая снабдить карандашом, и юный зритель должен был поставить свою оценку фильму в целом, а также исполнителям ролей – мальчику и девочке. Мозговым центром этого представительного жюри стали Катя Василенко из Сочи, юная актриса Габриэла Акункова из Чехии и Вася Краснопольский из Москвы.

3. “Кинотаврик” – как “Кинотавр”

“Кинотаврик” – фестиваль детского кино, но происходит все на нем по-взрослому, по-настоящему, как полагается. Даже эмблема его почти как у Большого “Кинотавра” – только это “Кинотаврик” – мальчишка с шаловливо поднятой головой в легкомысленной кепочке.

Под оглушительные аплодисменты и радостные возгласы всех, кто пришел на праздник, по Звездной дорожке на Торжественное открытие в Зимний Театр прошли Сергей Проханов, актер и режиссер, а также “усатый нянь”, певица Катя Семенова, актриса Ирина Безрукова с сыном Андреем, “папа” “Ералаша” Борис Грачевский с юной актрисой Анной Цукановой, Марк Рудинштейн с двумя внуками – Машей и Мишей, многочисленные зарубежные гости, а также представители детских коллективов, приехавшие в Сочи продемонстрировать свои певческие, танцевальные и другие таланты, которыми так богато наше подрастающее поколение.

На “Кинотаврике”, как и у его старшего собрата, демонстрировались, естественно не только конкурсные фильмы (в этот раз их было 11 из 10 стран). Расписание просмотров было устроено таким образом, что ребята могли познакомиться с картинами прошлых лет разных авторов из различных стран. Вот только несколько названий программ: Спецпоказ – фильмы, по той или иной причине не вошедшие в основной конкурс; Большие мультфильмы – среди которых и советская “Снегурочка” 1952 года, и французский мультик “Тайна жителей Луны” (1983), и “Бегемот Гуго”, созданный аниматорами Венгрии и США в 1976 г.

Юные зрители могли познакомиться с лучшими советскими фантастическими фильмами (“Москва – Кассиопея” Ричарда Викторова, “Лиловый шар” Павла Арсенова, “Человек-амфибия” Ген. Казанского и Вл. Чеботарева), с детьми-актерами в фильмах прошлых лет о школьной жизни: с очаровательной Леной Прокловой (“Звонят, откройте дверь”), проникновенной Кристиной Орбакайте (“Чучело” ), совсем юным Димой Харатьяном (“Розыгрыш”) и др.

Особые разделы “Кинотаврика” были посвящены творчеству двух чешских мастеров, а также журналу “Ералаш” (о них речь ниже).

Кроме всех перечисленных программ, фестивальная жизнь предусматривает и творческие встречи с известными актерами и режиссерами, ребятами, снявшимися в том или ином фильме. Из взрослых актеров, которые в молодые годы активно снимались в фильмах для детей, дорогими гостями “Кинотаврика” стали – Светлана Немоляева и Александр Лазарев, звездная супружеская пара. А юных актеров на одну из встреч пришло сразу четверо, и разговор с ними был полон юмора и непосредственности: Вася Краснопольский – снялся в сериале “Нина” и др. фильмах; 17-летний Женя Крайнов, у которого уже богатый кинематографический опыт (он играл в картинах Валерия Приемыхова и вспоминал о нем с большой теплотой и уважением); Даша Екамасова – дебютантка, сыграла в фильме “Спартак и Калашников”; и 14-летний Велимир Русаков – на его счету сюжеты в “Ералаше”, семисекундная роль в “Пустельге” 1993 г., одна из главных ролей в ленте “Повелитель луж”, представленной в конкурсе.

4. Грачевский и его “Ералаш”

Представить детское кино без киножурнала “Ералаш” просто невозможно. Это специфическая и оригинальная страница детского кинематографа, любимая “мальчишками и девчонками, а также их родителями”. Не все сюжеты этого киносборника, разумеется, одинаково талантливы и смешны, но то, что это особая территория, на которой господствуют дети, с помощью взрослых создающие кино для детей, – сомнений нет.

На встрече с ребятами (зал битком, пришедшие сидели даже на ступеньках по обеим сторонам зрительских кресел) Борис Юрьевич Грачевский порадовал всех присутствующих сообщением о том, что теперь его детище выпускает в год 12 журналов – это больше, чем было раньше, а главное – на Первом канале телевидения появилось время, специально отведенное для “Ералаша”.

Всем присутствующим было предложено посмотреть семь выпусков журнала (некоторые уже демонстрировались по ТВ, но в основном – совершенно новые), что вызвало неописуемый восторг ребятни. В одном из сюжетов роль молодого и неопытного педагога-практиканта, не умеющего быть строгим с учениками, сыграл Максим Галкин. Так вот этот горе-учитель, чтобы навести порядок во время контрольной работы, вместо себя посылает в класс строгую тётку-уборщицу, а сам в это время за нее моет полы в коридоре…

5. Вера & Драгомира

Два режиссера из Чехии Драгомира Кралова и Вера Шимкова-Пливова за свою жизнь сняли много детских фильмов. Чехия, кажется, оказалась единственной страной бывшего соцлагеря, где процесс создания фильмов для детей практически не прекращался, и в первую очередь благодаря этим двум очаровательным женщинам.

В фестивальной программе было показано всего лишь три картины этого женского тандема (самая первая работа, фильм-фантасмагория “Катя и крокодил”, 1965; фантастическая комедия “Куда доскачет ранняя пташка”, 1986; лирическая повесть о девочке-гимнастке “Круг”, 2001).

На открытии “Кинотаврика” Вера & Драгомира, перебивая друг друга, шутя и дурачась, говорили о том, как тепло их встретил Сочи, как прекрасно накормили в гостинице “Жемчужина”, где их поселили со всеми остальными гостями и участниками детского кинофорума.

– Но приехали мы не за тем, чтобы вкусно поесть, – сказала Вера.

Да, это так, – поддержала ее Драгомира. – Мы покажем свои фильмы и хотим, чтобы они вам понравились.

И кинокартины произвели впечатление на зрителей. Вера & Драгомира, как добрые волшебницы из сказок, умеют и в нынешние суровые времена пробудить в нас самые лучшие чувства, найти в сердце уголок, где живут любовь, добро и нежность.

Как заметила г-жа Кралова:

– Маленький принц говорил, что все взрослые были когда-то маленькими, просто они забыли об этом. Так вот мы благодарим “Кинотаврик” за то, что он напомнил нам, что и мы были детьми.

Правда, это было не так уж давно, поверьте нам, – добавила г-жа Шимкова-Пливова.

6. “Кинотаврик” и музыка

Музыки на “Кинотаврике” было много, она сопровождала абсолютно все события, которые происходили на фестивале. Дети вообще любят песни (слушать и петь), танцы (смотреть и исполнять), а уж когда наступает праздник – так, как говорится, сам Бог велел.

В день открытия фестиваля Катя Семенова на Театральной площади спела две замечательные песни, которые никого не оставили равнодушными. А на закрытии “Кинотаврика” юных кинозрителей своим талантом порадовала Алена Апина, вспомнившая в песне, как сама девчонкой бегала в кино.

Настоящим открытием фестиваля стал юный певец из Москвы Богдан Андреянов, а о сочинце Сергее Мазуре можно сказать словами русской поговорки – мал золотник, да дорог. Вокально-джазовый ансамбль “Аер” из Армении, кажется, покорил всех. Эти четыре хрупкие девочки с красивыми и выразительными голосами стали всеобщими любимицами. Правда, они уже “заслуженные” артистки – лауреаты различных международных конкурсов, неоднократные участницы телеконкурса “Утренняя звезда”.

Детский ансамбль “Задоринка” из пос. Ново-Михайловский, Образцово-показательный ансамбль танца “Бегущая по волнам” и ансамбль Спортивно-эстрадного танца “Империя” из Сочи тоже продемонстрировали свои способности во всей красе. А хореографический коллектив “Фантазия” из Подольска – так просто ансамбль Игоря Моисеева в миниатюре. Настолько четко, слаженно, красиво работают ребята, что просто душа радуется. Танцы народов мира, исполненные юными артистами, композиция “Степ-класс” вызвали нескончаемые аплодисменты.

Но настоящим подарком для всех ребят – участников, гостей и зрителей “Кинотаврика” стало, конечно, выступление группы “Smash” (недавних победителей конкурса “Новая волна” в Юрмале”). Слышали бы, как ревел зал, когда мальчишки исполнили “Belle” из мюзикла “Нотр-Дам де Пари”.

Но и это еще не все. Прибавьте сюда еще дискотеки, которые каждый вечер собирали ребят под звуки воронежского ВИА “Волшебники двора”.

Словом, здорово, что возрождается умная и правильная политика в деле воспитания ребят. Не хлебом единым жив человек. И очень хорошо, что у мальчиков и девочек всех возрастов вновь появилась возможность заниматься в кружках художественной самодеятельности, как говорили когда-то, а по сути – отдавать свой досуг таким видам искусства, как хореография и вокал, приобретая взамен умение общаться с ее величеством Музыкой.

И еще важно, что приехав в Сочи на фестиваль “Кинотаврик”, юные артисты могут продемонстрировать свои таланты и мастерство широкому кругу зрителей из разных регионов нашей огромной страны.

А когда в один из заключительных концертов в День Фестиваля искусств все участники праздничного действа вышли на поклон и веселой красочной толпой заполонили сцену, мне подумалось, что у “Кинотаврика” непременно должен быть свой гимн. Вот его бы и исполняли ребята (и те, что на сцене, и те, что в зале) в такие торжественные минуты встреч и расставаний.

7. Золотые ростки “Кинотаврика”

Кинофестиваль – это не только праздник, но и своеобразное соревнование. Участие в фестивале – дело, уже само по себе хорошее, но раз это конкурс, значит, есть и самые лучшие, и те, кто послабее.

“Кинотаврик” в этом году выдвинул три номинации. И в самой главной из них – “Лучший фильм” – “Золотой росток” получил отечественный фильм “Спартак и Калашников” Андрея Прошкина.

Лучшей юной актрисой признана Кристина Кветова из Чехии за роль в фильме “Мах, Шебестова и Волшебный телефон” режиссера Вацлава Ворличека. А лучшим юным актером стал Ярослав Рощин, исполнитель главной роли в “Спартаке и Калашникове”.

Вообще, надо сказать, этому нашему фильму досталось много хороших слов и восторженных откликов. Приз зрительских симпатий тоже отдан ему. Приз “За вклад в развитие мирового детского киноискусства” получили уже известные нам Д.Кралова и В.Шимкова-Пливова. А приз “За вклад в развитие российского детского кино” получил режиссер Сергей Русаков (фильм “Повелитель луж”).

И это мне показалось глубоко символичным, потому что Велимир, его сын (о котором шла речь выше), на встрече со зрителями на вопрос одной девочки, что бы он сделал, если бы у него вдруг появилось много денег, ответил:

– Я отдал бы их нашим режиссерам, чтобы они снимали хорошие фильмы для детей.

Наталья МАКСИМОВА (текст) и Вячеслав МАКСИМОВ (фото) – наши специальные корреспонденты.

Москва – Сочи.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Две летних награды осенним днем
Галанина замочили
Откровения Отара
Лебединский vs Доренко


««« »»»