Миф об “АИФ”

Постараюсь, не сбиваясь на менторский тон, дать нарождающейся газете “Взгляд” несколько советов из собственного опыта, как старший младшему. Многие и многократно пытались разгадать секрет “Аргументов и фактов”, объяснить феномен популярности нашего еженедельника у читателей. Лично для меня тут нет никакой загадки, все ясно как божий день. Мало того, я не делаю из этого знания тайны, говорю о причинах успеха своей газеты прямо и открыто, но меня упорно не слышат. Просчеты и неудачи коллег их других изданий объясняю определенным журналистским эгоизмом. Газетчики словно возвели некую стену между собой и читателями, превратили свое дело в самоцель. Журналист пописывает, а читатель как бы почитывает… Но ведь далеко невсегда наша журналистская отсебятина, наши попытки самовыразиться на полосе нужны и интересны людям, берущим в руки газету. Кто дал право журналисту решать, какая новость главная, а какая – второстепенная? Сообщи то, что волнует сегодня людей, донесли факт в краткой, точной, объективной форме, попридержи собственные эмоции и оценки при себе, человек сам в состоянии во всем разобраться, сделать нужные выводы. Если же комментарий к факту все же необходим, он должен быть абсолютно беспристрастным, взвешенным.

Коротко кредо “Аргументов и фактов” можно сформулировать так: мы газета читателей. Нет сейчас для людей ничего важнее чем то, как выжить в это безумно трудное время. Подавляющее большинство населения думает об изначальных вещах – семье, здоровье, куске хлеба насущного. А высокая политика, бесконечные дебаты в парламентах, все светские разговоры – даже не на втором, а на седьмом-восьмом месте среди читательских интересов. В соответствии с этим мы определили для себя приоритеты и стараемся им следовать. В ответ получает до 6 тысяч писем ежедневно. Мы не отмахиваемся от этой почты, читаем ее, анализируем, стараемся заметить тенденции, наиболее характерное. При том мы не стремимся бежать за читателем, бездумно потакать только его интересам. На газетные полосы попадает самое важное, то, что будет любопытно многим. Нас ведь читают самые разные категории населения – интеллигенция, рабочие, студенты, как говорится, и пионеры, и пенсионеры. Так было всегда. Поверьте, я знаю, что говорю, ибо работаю в “АиФ” с момента их основания.

Нельзя быть умнее всего народа. Если газета – зеркало жизни, то оно, это зеркало, не должно быть кривым, обязано показывать все, как есть. Сейчас же в прессе столько тенденциозности, умничанья, политиканства. Это крах, если, зациклившись на чем-то одном, журналист потеряет верные ориентиры. Вот стращали людей всеармейским совещанием, дескать, военные хотят власть в свои руки, жди переворота. А мы были спокойны, потому что из почты знали: в армии другие настроения. Или, скажем, с начала января некоторые газетчики кричат, бьют себя по ляжкам, что не сегодня-завтра народ выйдет на улицы, мол, терпения на исходе. А между тем люди восприняли повышение цен горазда сдержаннее, чем пытаются показать. Поэтому не надо стараться выдавать желаемое за действительное, все равно не получится. Вообще, надо сказать, подобное менипулирование общественным мнением в традициях нашей державы. Наверное, нигде, даже на Гаити, так наплевательски не относятся к народным интересам, хотя при этом не забывают креститься ими.

За свежими примерами далеко ходить не нужно. Беру наугад сегодняшнюю газету из свежей почты. Аршинный заголовок на первой полосе: “Южная Осетия проголосовала за присоединение к Российской Федерации”. Господи, ну неужели это то, что занимает умы людей? Разве об этом говорят в метро, в троллейбусах, вечером на кухне? А теперь возьмите свежий номер “АиФ”. Посмотрите на нашу передовицу: “Сколько стоит молоко”. А теперь ответьте, что больше отвечает жизни? Быть может, такие слова о собственном издании кто-то сочтет нескромным, но вот вам факт и аргумент: у той газеты 70 тысяч подписчиков, а у нас более 25 миллионов.

Существует известная формула американской журналистики: если собака укусила человека, это не новость. Если же человек укусил собаку, это сенсация. Вот и нас, образно говоря, не всякая тварь интересует. Если это будет собака, покусанная Ельциным, Хасбулатовым или Пугачевой, тогда – да. Мы не гонимся за жаренными фактами, но часто успеваем первыми сообщить самую свежую и интересную информацию.

И еще одно. Известно, что в газете многое зависит от редактора. Женя Додолев в этом качестве человек начинающий, поэтому хочу дать ему совет: не нужно боятся молодых и умных людей, опасаться конкуренции, подсиживания. Если талантливее будет коллектив, мощнее ваше окружение, тем сильнее получится газета. Главный редактор должен напоминать в какие-то моменты футбольного арбитра. Чем опытнее судья, тем менее он заметен на поле. Все футболисты на виду, все нити в его руках, и в то же время не мешает играть другим.

И побольше импровизации. Не поверите, но я не знаю, что будет в завтрашнем номере “АиФ”. Нет, конечно, какие-то темы намечены, материалы заказаны, но чем конкретно будут наполнены полосы – понятия не имею. Я вполне доверяю своим сотрудникам, стараюсь держать их на максимально длинном поводке, потому что уверен – не подведут. Вообще отношения всегда лучше строить на взаимном уважении. Слышал, что по Москве гуляют байки о баснословных ставках в “АиФ”. Считаю большую зарплату своих сотрудников закономерной. Я уважаю их труд. Тот, кто хорошо работает, должен и хорошо зарабатывать.

Конечно, легко давать советы со стороны. Но мне кажется, я все-таки имею на это право. Как-никак, “АиФ” для “Взгляда” не совсем посторонняя газета. Мы ведь в свое время стояли у истоков зарождения этой передачи. Когда в молодежной редакции ЦТ только вынашивалась идея. Помню, обсуждали тогда с Андреем Шипиловым, Кирой Прошутинской. В одном из выпусков КВН даже продернули “Взгляд”, назвав его телеверсией “Аргументов и Фактов”. Потом наши пути разошлись, передача оказалась насквозь пропитала дикой политиканщиной. За кресло перед телекамерой вели настоящую борьбу. Все это постепенно утрачивало интерес и смысл. А тут еще история с закрытием “Взгляда”. Сегодня ребята пытаются возродить былое, но время, кажется, упущено. Старые темы отговорены, новые пока не найдены. Важно, чтобы газета “Взгляд” не превратилась в фарм-клуб “Взгляда”, куда отправляют на стажировку новичков, отбрасывают второстепенные сюжеты. Газета должна иметь свое оригинальное лицо. Наверное, на каком-то этапе необходимо покровительство маститых и именитых, но рано или поздно придется обретать самостоятельность. В свое время ведь и “АиФ” начинал еженедельником общества “Знание”. Сегодня мы сами себе хозяева, надо мною нет ни одного начальника. Своего рода частная лавочка. Свобода, а с другой стороны, конечно, как потопаешь, так и полопаешь.

Но для вас это пока все дело будущего. Быть может, когда-нибудь вы перерастете “Взгляд” и “ВИД”. Сейчас же нужно стремиться к тому, чтобы быть на уровне лучших передач телекомпании. Вроде тех, что прежде с блеском удавались Саше Любимову и Шуре Политковскому.

Кроме того: у вашей газеты должен быть свой видеоряд. Да-да не удивляйтесь. Пусть издание будет зрелищным, динамичным. Поменьше рассуждений, зауми, прочего занудства. И ищите, ищите. Новые формы, темы. В нашем деле не бывает пустяков. Даже верно сработанная реклама может принести немалую пользу.

Кстати, о рекламе. В одном из последних выпусков “ВИДа” лягнули “АиФ”, прозрачно намекнув, что получивший популярность наш рекламный ролик с собачкой, многократно прокрученный по ЦТ, ни что иное, как плагиат. Попутно замечу, что телепередача “Что? Где? Когда?” перекупила для нас у английской фирмы право на показ этой картинки с рекламой “АиФ”. Ноя вспомнил этот ролик по другому поводу. Эта самая собачка, как выяснилось, принесла нам невиданное количество подписчиков. А все почему? Нестандартный ход. Наша собачка появилась на экране, когда вся иная реклама состояла из текста, прочитанного диктором перед программой “Время”. Вот и вашей газете надо найти что-то свое, оригинальное, что привлечет внимание. Без этого в эпоху жесткой конкуренции просто не выжить.

Возможно, я был сегодня излишне откровенен и рискую теперь приобрести молодого и зубастого соперника в борьбе за читательские умы. Но, признаться, я стану только приветствовать появление еще одной самобытной, неординарной газеты. Для этого, правда, вам предстоит еще немало потрудиться. Однако ведь и Москва не сразу строилась…

Владислав СТАРКОВ,

главный редактор еженедельника “Аргументы и Факты”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СТОН НАД ФАЗЕНДАМИ
ПРЕЗЕРВАТИВНАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ДЕНЬГИ НОВЫЕ, СТАРЫЙ РАСКЛАД
ХИТ-ПАРАД ВИТАЛИЯ КОРОТИЧА
ЗЕМЫ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
Вышел месяц из тумана…
ЭМБЛЕМА ПЕЧАЛИ, ИЛИ “ЧТО ДЕЛАТЬ”
КАПУТНЯ
ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ: ПОМОГИТЕ!
ДЕНЬГИ НОВЫЕ, СТАРЫЙ РАСКЛАД
ДА ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА УСТАМИ ИХ
ДЕНЬГИ НОВЫЕ, СТАРЫЙ РАСКЛАД
НАРОДНЫЙ ХИТ-ПАРАД


«««
»»»