ЯЛТИНСКАЯ РАЗМИНКА-2002

С 4 по 14 июля в Ялте, как в старые добрые времена, прошел конкурс эстрадной песни, ставший ныне Международным фестивалем искусств.

1. Вступление

Вот уж поистине – Бог любит троицу. Первый раз я была в Ялте ровно тридцать лет назад – в эпоху глубокого социализма. Потом удалось приехать сюда в 1982 году (через десять лет). И вот теперь – 2002-й.

Новая эпоха.

Обновленное государство.

Другая цель.

После почти десятилетнего молчания крымская жемчужина снова заявила о себе как столица эстрадной песни. Раньше это были просто конкурсы молодых исполнителей, сегодня – Международный фестиваль искусств, потому как кроме праздника песни (представленной в нескольких своих ипостасях: ретро, русский шансон, джаз, юмор), здесь проходили и показ моды и парикмахерского искусства, фестиваль “Битва года” – соревнование среди школ современной спортивной хореографии, другие интересные мероприятия, объединяемые понятием искусство.

А собственно конкурс состоялся среди детских коллективов и исполнителей (возраст участников 9 – 18 лет), председательство жюри которого в отсутствии Юрия Богатикова взяла на себя Илона Броневицкая (в свое время она сама стала открытием Ялтинского конкурса молодых эстрадных исполнителей). На фестивале “Ялта-2002” Гран-при среди юных конкурсантов была удостоена Виктория Цой (такая нередкая по нынешним временам фамилия в музыкальном мире) из казахского города Караганды.

Большой конкурс, как я его называю, в этот раз, к сожалению, не состоялся, так как в связи с некоторыми событиями в политической жизни соседнего государства организаторы не успели провести предварительный отборочный конкурс, не было времени закрутить этот механизм на полную катушку. Как раз главным судьей этого певческого соревнования и должен был стать И.Д.Кобзон, зампред Комитета по культуре и туризму Госдумы РФ. А так как конкурс не состоялся, то и присутствие мэтра советской эстрады на нем отпало как бы само по себе.

2. Воспоминания.

Ялта – город-курорт в Автономной республике Крым. Украина. Заграница.

Кто впервые приезжает в этот город, наверное, воспринимает его с позиций сегодняшнего дня, и он мало чем отличается от своих современных собратьев при капиталистическом житье-бытье. А мне все хотелось найти черточки той, давнишней Ялты, ведь ничто не согревает душу так, как добрые воспоминания и милые сердцу события.

Продолжают бегать из симферопольского аэропорта в Ялту троллейбусы – такой не сказать чтобы экзотический вид транспорта, но замечательный тем, что тогда эта линия была самая протяженная (85 км) из известных в нашей стране, а “шкодовцам”-старичкам все нипочем и сейчас – трудятся себе потихоньку, возят местных жителей и тех, кто приехал вкусить черноморских прелестей.

Так же, как и раньше, стоит на набережной своего имени мраморный Владимир Ильич – спиной к административному зданию города и лицом к народу. Никакие ветры перемен не колышут его, да и вряд ли что-то может случиться с памятником, если не приложить к этому особого старания.

Как и в былые времена, здесь на улицах продают очень вкусный квас местного завода безалкогольных напитков – в бочках, холодненький, ядреный. Только пьешь его не из граненых стаканов или стеклянных кружек, которые тогда ополаскивали из фонтанчиков на цистерне, специально предусмотренных для этой цели, а из пластиковых стаканчиков, стоимость которых учитывается в цене квасной порции…

Словом, знакомые черты не стерлись с лица земли насовсем, не исчезли навсегда.

Хорошо, что и в другие области человеческого существования не внесено крутых корректив. Русский язык в Ялте не является иностранным, а, напротив, звучит сплошь и рядом, и люди не стесняются разговаривать на нем, поэтому и чувствуешь себя, как дома. С телевидением тоже не ощущаешь никаких особенных неудобств. Смотришь программы и Первой российской кнопки, и канала “Культура” (что особенно приятно), и НТВ. Фильмы эпохи социализма “крутят” по “ящику” только так – как будто и не уезжал из Москвы, но и с нынешними “Ментами” то и дело встречаешься на экране местного телевидения.

А самое замечательное, что главный проспект курортной столицы Крыма, разделенный горной речкой, которая одета в рукотворные каменные берега, как был, так и остался “единым в двух лицах”. По левую сторону тянется улица Киевская, по правую – Московская. И это глубоко символично.

Пожалуй, “заграница” проявляется здесь лишь одной черточкой – ялтинские водители научились быть вежливыми. Они пропускают пешеходов, терпеливо ожидая, когда те перейдут улицу. Что это? Стремление стать действительно “дальним зарубежьем” или местное ДАИ (в смысле ГАИ: у нас государственная, там – державна автоинспекция) воспитывает в таком духе своих “подчиненных”, насаждая правила хорошего тона? Какова природа этого явления, не имеет значения, главное, что на это обращаешь внимание как на настоящую ялтинскую достопримечательность.

3. Гала-концерт

В день открытия Международного фестиваля искусств “Ялта-2002” был дан гала-концерт, состав участников которых в основном – российские и украинские артисты. Это и понятно. Праздник устраивали Россия и Украина, Москва и Ялта, стало быть, в первую очередь дали свое согласие на участие в фестивале те солисты, группы, танцевальные коллективы, которые живут и работают в этих двух странах. Тем более, что 2002-й год был объявлен годом Украины в России. Хотя, безусловно, своим искусством порадовали и артисты из Белоруссии и Казахстана, из Молдавии и Узбекистана.

Ведущими праздничных концертов были Елена Ромина (Укр.) и наш Владимир Березин, известные ТВ-деятели, равнозначные по уровню профессионализма и популярности в своих странах, уже не один год работающие вместе на разных фестивалях и прекрасно дополняющие друг друга. Их непринужденность, естественность и артистизм были настоящим украшением практически всех представлений фестиваля.

Концерт открывал бойз-бэнд “Дискомафия” – четыре симпатичных мальчика, один из которых очень смахивает на Рики Мартина. Я это отметила давно и еще тогда подумала, почему же он не поет его песни. Так вот здесь, на берегу теплого моря, под ярким солнцем, на великолепной сцене (разумеется, со всеми приспособлениями, необходимыми для таких шоу), специально возведенной для для этого фестиваля, команда исполнила песню из репертуара “горячего латиноса”. Девчонки визжали от восторга, потому что солист-двойник делал все, как Рики. И это выглядело довольно сносно.

“Динамит”, как и полагается взрывчатому веществу, тоже был громким и веселым. Двигались и прыгали на сцене ребята легко и непринужденно. Призывали всех зрителей поднимать руки и поддерживать их и себя хлопками в ладоши.

Потом на сцене появились “RеvольvеRS”, “Смысловые галлюцинации”, “Б 7” со своими “Молодыми ветрами”…

Группа “Шао? Бао!” (Укр.) заканчивала представление. Я помню, как они меня разозлили пару лет назад на сочинском кинофестивале “Кинотавр”, куда они приехали вместе с другими коллегами по эстрадному цеху. Они пели в такое позднее время и так громко (какой накал звука у наших поп-команд, вы, наверное, представляете; иногда сила звучания является их единственным достоинством), что никак невозможно было уснуть. Оказывается, их нужно смотреть, что и произошло в Ялте. Ребята хороши, особенно высокий, черненький, с хвостиком (на голове), он-то и выполнял сложные акробатические этюды на сцене, которые неплохо сочетались с текстами и содержанием исполняемых песен. И работали “шао-баоисты” так, что после выступления стали мокрые, как цуцики, поэтому когда возвращались в гостиницу в одной машине, пришлось поделиться бутылкой воды с разгоряченными мальчишками – выдули целый литр в один миг.

Среди солистов хочется отметить S.A.X.’а. Это у него теперь такое имя, а вообще зовут его Вадим, и его все знают как одного из создателей гр. “Коррозия металла”. И хотя он Сакс, но играет на гитаре (на саксофоне тоже умеет, говорят) тяжелую диско-романтическую музыку. К тому же выглядит очень колоритно – весь в татуировках, с длинной бородкой, заплетенной в косички, и коротких штанишках.

EL Кравчук (Укр.) – с приятным голосом, очень подвижный, готовый на всякие выдумки молодой человек. Он и головой делал такие движения, чтобы его прическа была видна во всей красе, и вышитую блестками куртку как будто нечаянно стряхивал со своего плеча, оголяя торс, и свешивался со сцены, лежа на спине, так, что я переживала за него (как бы не упал). Словом, молодец. А одна из песен его, в которой говорится про 100 процентов любви, очень похожа на песню нашего соотечественника Паскаля. Слова припева практически одинаковые, мелодия, правда, другая. Кто у кого позаимствовал эти тексты, непонятно. Будем считать, что идея витала в воздухе.

Невозможно промолчать и о Диане Гурцкой, этом нежном цветке российской эстрады. Она не силой голоса берет, а необыкновенным лиризмом. Даже страстная “Баллада о любви” Владимира Высоцкого из ее уст звучит кроткой молитвой.

4. Шлягер

Песням, и не просто песням, а шлягерам XX века, был также посвящен концерт в один из дней фестиваля “Ялта-2002”. Очень правильно и умно придумал Оргкомитет Ялтинского празднества – советские песни живы по сей день, и артисты, которые привезли сюда свои хиты, были встречены так тепло и радушно, что чувства зрителей, казалось, были жарче крымского солнца и нежнее черноморской волны.

Алла Баянова в роскошном платье из блесток и с палочкой (артистка незадолго до поездки сломала ногу и ей пришлось стоять в углу сцены, чтобы можно было держаться за одну из конструкций) исполнила неувядаемые русские романсы. Зрители приветствовали легенду российской эстрады стоя.

Валентина Легкоступова (как оказалось, крымчанка, из Феодосии) с прежним задором пропела хит о своем любимом теплоходе и музыке, которая на нем играет.

Галина Ненашева, хотя и предстала в мажорном розовом наряде, но души зрителей сумела пощипать (особенно тех, кто постарше), исполнив песню про родную сторону:

То не зима в просторах наших,

то в небесах крылами машет

Белая лебедь – подруга весны.

Алексей Глызин спел свою шуточную, но давно уже ставшую его визитной карточкой песню про тётю, которая совершенно напрасно слезы льет и лекарства пьет, ожидая своего дядю – он на работе, “а не с кем-нибудь в кино”.

Ядвига Поплавская и Александр Тиханович (Белоруссия) вызвали всплеск эмоций, когда в зале зазвучало попурри из произведений этого полюбившегося многим певческого тандема: “Я у бабушки живу”, “Малиновка”…

Порадовал зрителей и другой дуэт (из Узбекистана) – Наталья Нурмухамедова и Мансур Ташматов, красиво пропевшие про любовь. Но сначала они пели каждый в отдельности. И буквально первые аккорды всех песен заглушали бурные аплодисменты. “Бака, бака, бань, дор уй нань – Если упадешь, не плачь, а встань” – пела Наташа. А Мансур вторил ей: “Сияй, Ташкент, звезда Востока, столица мира и труда”. Надо же – как писали раньше! В короткой песне – история не только республики, но и всей страны. В поэтической форме простыми и выразительными словами рассказано о серьезных и значительных событиях, о прелестях и трудностях бытия.

На сцену в этот вечер выходили еще Сергей Избаш, Илона Броневицкая (она передала привет от мамы – Эдиты Пьехи, которая была заявлена в концерте, но не смогла приехать по причине болезни), Нина Шестакова (Укр.), Константин Москович (Молд.), Николай Трубач (объявляя своего напарника, с которым собирался петь, но еще не называя его, сказал: “Не пугайтесь, это не Моисеев. После того, как я женился, я перестал выступать с ним”). Напарником Н.Т. оказался Игорь Саруханов (во время его сольного выступления что-то случилось с техникой, но Игорь не растерялся и продолжал петь в микрофон без сопровождения, подтверждая свой “живой” звук. Зал крепко поддержал его “Зеленые глаза”).

Советская эстрада существовала, и никуда от этого факта не деться. Мы помним многие песни, написанные в то время, радуемся, услышав их вновь в исполнении замечательных артистов, и будем любит их всегда, поскольку они – кусочек нашей, совсем другой жизни…

Но среди тех, кто представил нам золотой фонд российской эстрады, что особенно приятно отметить, оказались не только зарекомендовавшие себя звезды “со стажем”, но и молодежь.

5. Новенькие

Московская группа “Факультет” (три мальчика – два Ильи и Сергей), например, специально к этому концерту песен-ретро подготовили “Синюю вечность” из репертуара Муслима Магомаева. Песня на морскую тематику очень удачно сочеталась с окружающей обстановкой, и ребята соответственно декорировали свое выступление, облачившись в морскую форму, и прыгали они высоко – сразу видно, что юноши являются студентами (отсюда и название команды) физкультурного института. Иногда даже забываешь, где находишься – на соревнованиях по гимнастике, в цирке или смотришь выступление эстрадных артистов.

На пресс-конференции, кстати, артисты сказали, что “заболели” старыми песнями, написанными в то время, когда они еще не родились или были совсем маленькими, и теперь обязательно будут включать их в свои выступления.

Нынешний Международный фестиваль искусств “Ялта-2002” стал “крестной мамой” Станислава Пьехи – внука российской звезды первой величины. Он исполнил философскую песню из кинофильма “Земля Санникова” о жизни, которая представляет собой “только миг между прошлым и будущим”. Не знаю, как для вас, а для меня фамилия “Пьеха” настолько срослась с именем “Эдита”, что с другим человеком ее как-то трудно представить. Хотя, наверное, это дело привычки..

И напоследок в этой главе еще о двух молодых исполнителях, но, видимо, не новичках в своем деле, так как клип на их “Тарантеллу” я уже видела. После Ялты о них непременно заговорит весь эстрадный мир и все, кто к нему хоть каким-то боком относится. Дуэт Юрий Орлов и Юрий Кононов исполняет не попсу в чистом виде, а ставший сейчас модным этакий синтетический жанр поп-музыки & классики. Сильные, яркие голоса, потрясающая энергетика и артистизм. Их не спутаешь ни с кем…

6. Шероховатости

Конечно, как в любом деле, на Ялтинском празднике были некоторые моменты, которые, скажем так, не делают чести такому престижному мероприятию, как Международный фестиваль искусств.

Не состоялись, к сожалению, кое-какие анонсированные концерты, которые были притягательны своими именами и тематикой. Некоторые артисты, которых хотелось увидеть и услышать, тоже по разным причинам не смогли навестить этот праздник музыки. Но и у тех артистов, которые выступали здесь, наверняка есть свои претензии к устроителям фестиваля.

Но такой расклад – вполне естественное дело. После стольких лет молчания приходится все начинать сначала, и ошибки, и шероховатости неизбежны.

Вот, например, такой факт, бросающийся в глаза. Билеты на концерты, видимо, не распродавались все целиком, поэтому свободных мест в зале было много, но при этом желающих попасть сюда была масса. Люди толпились за заборчиком, стоя слушали своих любимцев и кумиров. Но почему бы не впустить желающих на пустующие места, и артистам было бы гораздо приятнее выступать перед полным залом (особенно когда идет телесъемка).

Кроме того, зал не был подготовлен как следует к приему зрителей. Стулья как вытащили из-под навеса, так и поставили на асфальт – пыльные и грязные. Гости и жители Ялты пришли на концерт нарядные, многие в белом – вот и пришлось зрителям просто-напросто свои носовые платки использовать, чтобы вытереть кресла. А если платка в кармане не оказалось? Ни ряд, ни номер места на креслах не были обозначены, люди заходили, искали свои места, сердились…

7. Заключение

Конечно, стопроцентно удавшимся назвать фестиваль 2002-го года пока невозможно, потому что не было главного конкурса. Остальные программы, на мой взгляд, выполняют все-таки другую функцию – они являются прекрасным приложением, обрамлением, сопровождением главной идеи фестиваля – конкурса молодых исполнителей, поиска новых талантов. Поэтому я и назвала этот праздник разминкой, но разминкой уверенной и многообещающей. Дело начато (или продолжено, если соотносить с историей нашего государства) важное и нужное, интересное и зрелищное, и жить ему еще долгие годы.

Очень точно на эту тему высказался член Организационного комитета фестиваля Андрей Вульф, председатель подкомитета по молодежным СМИ Комитета по информационной политике Госдумы РФ:

– Ялта – это брэнд, и фестиваль просто обречен на успех. Фестиваль – это, прежде всего, атмосфера, это общение, это праздник и вместе с тем возможность узнать друг друга ближе и полюбить искусство и песни своих друзей. .

Под занавес, как полагается, назовем тех, кто помог Международному фестивалю искусств “Ялта-2002” состояться. Это информационные спонсоры – “Авторадио”, “Маяк”, Хит-FM, “Голос России”. Это генеральный спонсор, официальный партнер фестиваля – гостиница “Ялта-Интурист”, где жили журналисты и артисты, и совладелец гостиницы – турфирма “Сам”. Невозможно не упомянуть Олега Загорняка, начальника отдела маркетинга гостиницы, и Марину Кан, представителя гостиницы “Ялта”. Она, кстати, рассказала о том, что в “Ялте” любят останавливаться такие звезды российской эстрады, как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Валерий Меладзе, гр. “Иванушки-Internatonal”, “Любэ”.

– Алла Борисовна, – раскрыла маленький секрет Марина, – любит салат из крымских помидоров и сладкого репчатого лука, сдабривая его душистым подсолнечным маслом. Примадонна обожает также эклеры в “исполнении” гостиничных кулинаров, которые, по мнению звезды, не идут ни в какое сравнение с другими пирожными…

И, заканчивая статью, – наши слова благодарности Нелли Бегановой, PR-директору фестиваля, которая приложила немало сил для того, чтобы жизнь и работа журналистской братии на фестивале были интересными, насыщенными и плодотворными.

Наталья МАКСИМОВА – наш специальный корреспондент.

Ялта -– Москва.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВУДИ АЛЛЕН ПОКАЖЕТ ЧТО-ТО ЕЩЕ, КРОМЕ «ГОЛЛИВУДСКОЙ КОНЦОВКИ»
БРИТНИ СПИРС ДОЛЖНА ПОКАЯТЬСЯ
ТЕМНЫЕ МЕСТА ДЭВИДА ДУХОВНЫ
ИГЛЕСИАС ЛЮБИТ ПОШУТИТЬ
ПОДАРОК СУДЬБЫ ЮРИЮ АЙЗЕНШПИСУ
ИМБРУЛЬЯ – «ДЕВУШКА ИНГЛИША»
ДЖЕННИФЕР ЛОПЕС УШЛА ОТ МУЖА
“ОБНОВЛЕНИЕ-2002″ – В ЯРОСЛАВЛЕ
ДЕНЗЕЛ ПОМНИТ ТРУДНОСТИ
ЛЕТЧИК, УГНАВШИЙ У КЕЙДЖА МАШИНУ, ОСТАНЕТСЯ БЕЗРАБОТНЫМ
ПОГИБ АРТУР ПИЛЯВИН. НА ЦИФРЕ 37.
СУДЕБНОЕ ДЕЛО ПРОТИВ СИГАЛА
Футбол под музыку
НА ОРБАКАЙТЕ НАПАЛИ БАНДИТЫ
НАИВНАЯ КЭМЕРОН ДИАС
Коротко
РОМАН МЕЛА ГИБСОНА
БРЭД ПИТТ СЫГРАЕТ НЕГРА?
РИВЗ ДОВЕДЕТ ДЬЯВОЛА ДО СЛЕЗ
ПОРТРЕТ ОБНАЖЕННОЙ МАДОННЫ
БИНОШ И РЕНО ВСТРЕТИЛИСЬ
ХАРРЕЛЬСОН ОСКВЕРНИЛ ТАКСИ ПО НЕПОНЯТНОЙ ПРИЧИНЕ
ДЭВИД БЭКХЕМ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ДЕТЕЙ
БЕРГМАН ПОДАРИЛ ФОНДУ ИМЕНИ СЕБЯ СВОЙ БЕСЦЕННЫЙ АРХИВ
ДЖОН ПОЛ ДЖОНС: LED ZEPPELIN НИКОГДА НЕ ВОЗРОДИТСЯ
СЫН БОБА МАРЛИ ВОСКРЕШАЕТ СОБСТВЕННОГО ОТЦА
Шер не делала пластику
ГВИНЕТ ПЭЛТРОУ СЫГРАЕТ ПОЭТЕССУ-САМОУБИЙЦУ
БРИТНИ СПИРС – САМАЯ ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА ЯПОНОК
БИТТИ ОТКАЗАЛ ТАРАНТИНО
ДЖОН ПОЛ ДЖОНС СТРАДАЕТ
КРУС ВЛЮБЛЕНА В БОГАЧА-ЖУРНАЛИСТА
НИК КАРТЕР ХОЧЕТ СТАТЬ АМЕРИКАНСКИМ РОББИ УИЛЬЯМСОМ
КЕВИН СПЕЙСИ СОШЕЛ С УМА
КАЙЛИ МИНОУГ & ЕЕ ЗАДНИЦА


««« »»»