Владимир ЛИСИЧКИН
Владимир Александрович ЛИСИЧКИН, доктор наук, действительный член трех российских и двух международных академий. Имеет более 200 опубликованных научных работ по управлению отраслями народного хозяйства и научно-техническому прогнозированию. Как депутат Государственной Думы внес 50 законопроектов. В декабре 1998 г. назначен председателем Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА
Задачи занятости и проблемы борьбы с безработицей должны стать приоритетами экономической и социальной политики нашего государства.
С позиции законодательного обеспечения государственная политика в области развития рынка труда должна преследовать решение следующих проблем:
– сокращение уровня безработицы и стремление на первом этапе к достижению максимально возможного уровня занятости населения;
– улучшение положения на рынке труда социально уязвимых слоев граждан и развитие возможностей по подготовке и переобучению граждан;
– создание экономической заинтересованности работодателей в снижении числа увольнений работников и организации новых рабочих мест;
– повышение роли профсоюзов на рынке труда в качестве главного защитника интересов граждан;
– содействие географической и профессиональной мобильности населения;
– стремление к обеспечению полной, эффективной и свободно избранной занятости, что является основой цивилизованного социального государства.
Достижение этих целей напрямую связано с задачей объективной оценки состояния рынка труда. Ни для кого не секрет, что в настоящее время уровень официально зарегистрированной безработицы один, расчет этого показателя по методике МОТ дает более высокий результат, а реалии – это третий, совсем другой показатель. Поэтому первоочередным в развитии законодательства о занятости является обновление критериев оценки состояния рынка труда и совершенствование механизма их расчетов.
ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Реформу трудового законодательства необходимо проводить в увязке с реформой всего социального законодательства и с учетом политической и социально-экономической ситуации в стране.
В целях максимального учета мнений и предложений всех заинтересованных сторон следует поддержать идею создания комиссии по разработке и проведению реформы трудового законодательства, сформированной из специалистов – представителей федеральных органов власти, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, субъектов Федерации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Необходимо исходить из того, что работник не просто продавец рабочей силы, а субъект социальных прав, соблюдение которых гарантируется государством. Трудовое законодательство должно рассматривать работника как личность и расширить сферу своего действия на все отношения, возникающие в связи с его “производственной жизнью”.
В новом трудовом законодательстве необходимо закрепить и развить основные международные принципы и нормы в области труда, содержащиеся в актах ООН, МОТ, Совета Европы и других международных организаций, применяя методы и приемы, соответствующие национальным особенностям.
Главным направлением реформы российского трудового законодательства должен стать переход от излишней централизации к развитию локального регулирования и расширению договорных начал.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
Следует ускорить принятие законодательных актов об установлении материальной, административной и уголовной ответственности за несвоевременность выплаты заработной платы. Разработать и принять закон об оплате труда, определив понятие заработной платы, виды, системы и формы оплаты труда, порядок установления, исчисления и индексации минимального размера оплаты труда, порядок, способы и основания исчисления средней заработной платы, основные виды надбавок, доплат, компенсационных выплат, механизм регулирования оплаты труда, способы и порядок защиты заработной платы, виды ответственности за нарушения правовых норм об оплате труда.
Необходимо усиление ответственности работников (особенно руководящих) за результаты их трудовой деятельности и деятельности организации, а также за причиняемый организации материальный ущерб и т.д. В то же время необходимо повысить ответственность организации (работодателя) за соблюдение обязательств перед работниками.
ПЛАТИТЬ ВОВРЕМЯ И ПО ТРУДУ
Наиболее важными проблемами являются уровень заработной платы и ее своевременная выплата.
Обеспечение своевременной выплаты заработной платы является наиважнейшей задачей в настоящее время.
Реализация принципа равенства обязанности уплаты налогов и права на вознаграждение за труд невозможна без введения одинаковых санкций в случае неуплаты налогов и невыплаты заработной платы. В административном и уголовном законодательстве такие нормы предусмотрены. Однако стабильная тенденция роста задолженности при наличии административных и уголовных санкций показывает, что, пока будет экономически выгодно использовать средства фонда заработной платы в качестве льготного кредита для пополнения оборотных средств, работодатели будут этим пользоваться. При этом работники в большинстве случаев не обращаются в суды, так как боятся лишиться рабочего места в случае сокращения производства.
Другой проблемой является низкий уровень заработной платы практически во всех сферах деятельности.
По данным Госкомстата РФ, средняя заработная плата по России составляет менее 100 долл. в месяц, а конституционная гарантия – минимальная заработная плата – около 5 долл. в месяц.
Таким образом, в настоящее время заработная плата полностью утратила свои основные функции стимула к труду и цены труда.
На федеральном уровне предполагается в первую очередь повысить конституционную гарантию – минимальный размер оплаты труда и первого разряда Единой тарифной сетки работников бюджетной сферы, а также разработать механизм предоставления такой гарантии в случае неплатежеспособности или банкротства организации.
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАБОЧИЕ МЕСТА
Если Россия не пройдет своего пути к информационному обществу, ее экономика вновь будет требовать новой структурной перестройки, и эта болезнь станет хронической.
В этом сущность сегодняшнего кризиса, охватившего не только Россию. Россия не может жить за счет экспорта сырья и энергоносителей.
Российское общество должно узнать, что в одном только Европейском союзе реализуется сегодня более 2000 проектов перехода к информационному обществу.
Я, как экономист, хорошо знаю, насколько сложно управление рыночной экономикой, банками и фондовым рынком. И мы будем совершенствовать наш новый рынок, потому что та структура, которую мы имеем сегодня, рынком не является. Российский рынок должен стать новым социально направленным рынком.
Путь к благосостоянию займет не 500 дней, как обещал господин Явлинский, но он приведет нас к успеху.