Рецензия

THE WHO – THE WHO SELL OUT

(POLYDOR RECORDS)

***

Как вы, наверное, уже догадались, сегодня у нас тема ремастеров The Who. Надо сказать, что фирма Polydor, крайне безответственно подошедшая к делу переиздания Deep Purple эпохи восьмидесятых, в случае с The Who не подкачала. Ремастеры Тауншенда и компании знамениты своими жирными книжками и подробнейшими комментариями «Зе-Ху-Ведов», как правило, превозносящих любое творение любимой группы выше всяких аналогов в мировом искусстве. Так же и комментатор к альбому Sell Out уверен в его тотальном превосходстве над столь известными конкурентами по 1967 году, как Pet Sounds Бич Бойз и даже Сержант Пеппер Битлов. Лучший рок-н-ролльный альбом эпохи, мол. Увы, я с ним не согласен. Несмотря на очевидную историческую ценность пластинки, она все же слишком плохо записана (продакшн чудовищный, особенно, в сравнении с вышеназванными конкурентами!) и изобилует проходными вещами. Концептуальный альбом об обществе потребления (любимая тема тогдашнего брит-попа) и хипповом эскапизме (см. две лучшие вещи на альбоме Armenia City in the sky и I can see for miles) был первым шагом к превращению The Who из группы синглов в группу альбомов. На нем почти нет обязательной для 1967 года психоделии и в этом плане он ближе к Something Else Кинкс. Сравнивать его с Satanic Majesties Роллингов вообще абсурдно. К сожалению, в плане качества музыкального материала пластинка The Who проигрывает абсолютно всем вышеперечисленным шедеврам. Ее место в истории – генеральная репетиция перед созданием «Томми», альбома обессмертившего The Who.

Диагноз: Обязательно для всех поклонников группы и классического брит-попа вообще. Хотя бы для того, чтобы составить свое собственное мнение, а не полагаться на мои критиканские разглагольствования. Плюс: как и другие пластинки того времени, мощный документ уникальной эпохи.

THE WHO – THE WHO BY NUMBERS

(POLYDOR RECORDS)

*****

А вот эта пластинка, как и следующая, наоборот, относится к разряду донельзя недооцененных. Из всех творений классического состава данный альбом 1975 года считается самым вялым и безжизненным, сытым и респектабельным. Согласно большинству учебников истории, к середине семидесятых The Who превратились в толстых, бородатых буржуазных суперстаров-динозавров. С точки зрения Сида Вишеса и ему подобных, может быть, все было именно так, но вот только свою лучшую музыку Пит Тауншенд создавал именно тогда, и самое мощное звучание The Who демонстрировали опять-таки в семидесятых. Ведь в отличие от современных брит-попперов Пит, Кейт и Джон были отменными музыкантами, а Роджер прекрасным вокалистом. Кстати, в семидесятых The Who можно было отнести к брит-попу разве что по инерции. Я не хочу сказать, что перед нами лучший альбом The Who, но By Numbers явно не заслуживает столь нелестные рецензии. Одно из самых личных произведений Тауншенда (“How many friends have I really got? You can count ‘em on one hand!” – поверьте, весьма мужественная строчка для любого человека шоу-бизнеса) и подарок для всех, кто любит Пита как гитариста, а также бесподобные барабаны Кейта Муна и бас Джона Энвистла. А что солист? Роджер Долтри в 1975 году был весьма занят. Кроме второго сольника, он сыграл Ференца Листа в «Листомании» Кена Рассела и спел на одноименном саундтрэке Рика Уэйкмена. Но все же By Numbers может похвастаться самым мощным и эмоциональным вокалом Роджера.

Диагноз: Зрелый и очень мужской альбом. Настоящий британский рок середины 70-х. Отлично звучащий ремастер с толстенной книжкой.

THE WHO – IT’S HARD

(POLYDOR RECORDS)

****

Еще один незаслуженно забытый диск. Причем последний альбом (1982) в истории The Who. Почему-то в тех же учебниках истории традиционно считается, что последние две пластинки без Кейта Муна, покинувшего этот мир в 1978 году – это такое медленное умирание группы и, соответственно, не заслуживают серьезного внимания. Они даже переизданы в куда более скромном виде, и вместо упитанной книжки здесь скромный разворотик и сжатые комментарии. Фигура Муна и при жизни культовая, после смерти обросла таким ореолом («лучший барабанщик всех времен и народов» и т.д.), что сесть на его место было самоубийством. Именно поэтому Кенни Джонс никогда и не смог толком заменить Муна. Хотя никто не спорит, он превосходный музыкант. «Комплекс Муна» сыграл злую шутку с этим альбомом. Если на предыдущем (разнесенном критиками в пух и прах) Face Dances 1981 года Кенни был на 100% собой, то здесь в отчаянной попытке вернуть поклонников был вынужден (а может быть и принужден Тауншендом) играть «под Муна», причем изо всех сил имитировать его стиль игры и звучание. Немного унизительно для барабанщика со столь славным именем, не правда ли? В результате трудно поверить, что перед нами пластинка 1982 года – так архаично на ней прописаны ударные. Копия всегда хуже оригинала, и Кенни Джонс в роли Кейта Муна не выдерживает сравнения, но плюсы у альбома все же есть. Прежде всего, песни. Есть несколько классных номеров вроде Athena и заглавной It’s Hard, плюс Роджер в отличной вокальной форме, хотя и постригся, дурак, вместе со всеми остальными. Дурацкие нью-вэйвовые прически превратили The Whо в стареющих плейбоев на отдыхе, но популярности альбому не добавили. А зря. Здесь есть что послушать. Кстати, кроме причесок, в самой музыке особых признаков новой волны не заметно. Синтезаторы в пределах нормы и не портят общей картины, ну а про консервативность звучания ударных я уже говорил.

Диагноз: больше всего должен понравиться людям, не зажатым в тиски формулы “Ху без Муна – это уже не то!». Очень крепкий альбом, хотя и переизданный без должного шика. Зато с должным звуком.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Король в Москве
Уикэнд
Коротко
ХОЧУ СЫГРАТЬ ТЕВЬЕ-МОЛОЧНИКА!
КОСА НА КАМЕНЬ
РОБОКОП ОТ ФРАНКЕНШТЕЙНА
ВИННЫЕ РЕКИ, КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА


««« »»»