СЕКС, ШВЫДКОЙ И ТЕЛЕ-ВИДЕО

1.

Каждую неделю министр культуры Швыдкой дарит зрителю целую россыпь перлов. Его бесподобное TV-show “Культурная революция” (четверг, канал “Культура”) становится эдаким юмористическим хитом сезона. В стране, где логика (как аппарат познания и способ рассуждения) никогда не была в фаворе, самый лучший ТВ-ведущий (не только среди министров) заставляет себе подобных облекать любую нехитрую мысль в форму силлогизма. Задача благородная, а результат порой превосходит все ожидания. Герои начинают нести такое, что пересказать невозможно. Можно только цитировать.

Поводом для сих размышлений послужил очередной выпуск ток-шоу “Культурная революция” под титулом “Секс – двигатель культуры”. В аудитории Швыдкого, как обычно, присутствовали в основном социально-значимые персонажи: Светлана Конеген, Алексей Митрофанов, Марк Рудинштейн, Дмитрий Харатьян, Владимир Шахиджанян, Ефим Шифрин и многие другие.

Игорь Незовибатько отстаивал скандальный тезис: сексуальность стимулирует созидателей культурных ценностей всегда и везде. А его яростный оппонент, народная любимица Алла Агеева (известная широким массам как певица Маша Распутина) персонифицировала… ну кто бы мог подумать! – целомудрие и православие. Будто пава, несла на своем ярко разукрашенном челе тезис “sex есмь грязь” русская красавица, все более напоминающая по виду резиновую куклу определенного назначения. В ответ на обойму “научных” аргументов звезда российской эстрады сурово заявила:

– Наука индийских сексопатологов, тибетских монахов – меня это не интересует. Потому что все это разврат! Понимаете, когда я была в Тибете, то на монашеских храмах у них были изображения, извините за выражение, членов!

Видимо, именно они и вдохновили певицу на ее проникновенный вопль: “Отпустите меня в Гималаи”?! Услышав про “члены”, ведущий робко попытался откорректировать: “фаллосы”. Но Мария Николаевна страстно констатировала:

– Я православный человек, я не читаю всякую чушь. Я русский человек. И во главу всей жизни, как говорится, у православных, русских должен быть бог, божий закон, а не секс.

Впрочем, славная директива “секса у нас нет” очень хорошо знакома нашему ТВ-зрителю.

Распутина, кстати, компетентно пояснила, что “секс проник к нам с Запада”. Тоже не новость.

В поддержку Маши выступил Евгений Матвеев. Яростный адепт платонической любви сразу предупредил аудиторию, что “излагать” не умеет, как и совсем нераспутная Распутина. А потом со страстью, напоминающей сексуально-эротическую, стал рассказывать о своих впечатлениях от произведений Родена. Облечь эмоционально насыщенный речевой поток в форму мысли мэтру, однако, не удалось.

2.

Забавным было то, что певцами “высокого” стали представители самой что ни на есть массовой культуры. Которая на все 100% эксплуатирует сексуальный компонент. И народному любимцу Матвееву именно его sex-appeal обеспечил изрядную долю популярности. О ноге Маши Распутиной и говорить нечего. Она, нога, хороша. Целлюлитом не страдает. А заодно символизирует талант певицы.

Может, оборотная сторона широкой популярности (то есть чувство малоценности, которое испытывают представители масскульта перед искусством для избранных) заставляет поп-звезд отрекаться от всего, что связано со словом “секс”?

Странно выступил и Александр Ширвиндт. Он начал, понятное дело, со слов:

Какая пошлятина!

Потом заявил:

Я готовился к передаче.

Затем стал зачитывать определение “секса” как “всего, что имеет отношение к половой жизни”, почерпнутое им, видимо, из словаря Ожегова. А ссылался при этом на могучий авторитет Владимира Даля.

Это Даль, Женя! – обращался он к создателю “Любви по-русски” Матвееву. – Это Даль!

Сие было неизящно, поскольку образованные люди знают, что в словаре Даля слово “секс” вообще отсутствует, ибо во времена Владимира Ивановича в российских пределах его еще не было и в помине. В смысле слова, а не секса, разумеется.

Из своего выступления Ширвиндт сделал маленькое шоу, но подготовился к нему так себе.

И вообще у тебя неравноценный половой ценз аудитории – возвестил артист.

Что бы это значило? – задумался зритель.

Здесь должна быть молодежь… Фимка (Е.Шифрин. – Прим. ред. ИД “Новый Взгляд”) должен быть самый старый… понимаешь?

Швыдкой не понял.

И вести это должен не ты, а Фурцева!

На этом месте мысль ускользнула окончательно. Почему Ширвиндту привиделось олицетворение совкового ханжества на месте самого продвинутого и демократичного министра, понять не представляется возможным. (В связи с этим всплыл в памяти анекдот глубоко застойного времени. Что такое секс по-советски? Это ввод нового члена в Политбюро. Товарищ Фурцева, до того как была назначена в 1960 на пост министра культуры СССР, четыре года секретарствовала в могущественном ЦК КПСС. Видимо, ее ввод в высший орган управления так отпечатал незрелое сознание юного Ширвиндта, что она стала для него символом всего, что связано с сексом.)

В результате отец отечественной сексопатологии Игорь Кон был так глубоко перепахан тем, что открылось его ушам и взору, что “с испугу” уклонился от участия в дискуссии, с легкой полуулыбкой Джоконды дав понять аудитории, что уровень оной не соответствует ни двадцать первому веку, ни двадцатому, ни более ранним периодам развития человеческой мысли.

И тайное стало явным.

Жизнь не театр.

И люди в нем не актеры.

Потому что у них нет текста!

Даже большие мастера сцены, народные, можно сказать, герои, двух слов связать не могут без сценария. Понятное дело, что это такая же старая истина, как и та, что легла в основу передачи (сексуальность движет культурой).

Но все равно обидно видеть королей голыми.

3.

Увы, представители нашей культурной элиты делятся на две группы. Одни не способны к вербализации мыслей и ощущений, зато источают драйв и держат внимание. Другие говорят разумные вещи, но их никто не готов слушать. А совместить и то, и другое в одном флаконе никак не удается. Во многом потому, что в России нет соответствующих традиций. Теорию аргументации в средней школе не преподают, ораторскому мастерству не учат.

Любая публичная дискуссия, как правило, превращается в избиение интеллектуала бойким Митрофанушкой (Алексей Митрофанов в виду не имеется) или обмен лозунгами и штампами, когда на арене остаются одни трибуны. У кого рога крепче, тот и побеждает. Поскольку рецептора логики у подавляющего большинства населения нет. Зато с рецептором страсти все в порядке.

Дав понять Швыдкому, что происходящее ему не по уровню, знаменитый напарник Михаила Державина так и просидел остаток передачи с лицом оскорбленной невинности. Спрашивается, зачем пришел? Что сказать хотел? Или знаменитый артист просто решил предаться морально-нравственному онанизму? Но ведь подобными вещами неприлично заниматься в публичном месте! (Сам Александр Анатольевич Ширвиндт помянул всуе Онана, считая, что слово “онанизм” более всего соответствует ТВ-действу, в котором он непонятно зачем принял участие.)

Правда, надо отдать профессионалу должное, аудиторию он повеселил. Распутиной, восседавшей на мини-подиуме в ярко-красном брючном костюме, он пробросил:

– Ты бы лучше пришла в юбочке, вопросов к тебе было бы меньше.

4.

Министр, он понятно зачем пришел. Это его работа делать так, чтобы культура врезалась в массы как US-бомбы Буша в скалы Афганистана. Вставив слово “секс” в название передачи, лидер культурного процесса думал привлечь к экрану какого-нибудь праздношатающегося по телеэфиру Бивиса. Который, прежде чем успеет вновь переключится на MTV, наберется мудрости и знания от собранных в аудитории знаменитостей.

По всей видимости, Швыдкой уповал на то, что мэтры пустятся в рассуждения о стихах Катулла, расскажут зрителю о Тургеневе и Полине Виардо, о Пушкине и его весьма неприличных пародиях на самого себя. Министр, вероятно, надеялся, что люди искусства сумеют поговорить о могучей энергии жизни, которая может превращаться и в детей, и в шедевры. Порой, и в то, и в другое. Полезно было бы поведать Бивису с Батхедом и о биографии Ницше, чтобы нерадивые юнцы узнали, откуда берутся великие философы и прочие “сверхлюди”.

А что увидел Бивис? Людей “с проблемами” (“Здесь многие сидящие в аудитории, я вижу это по глазам, они за тот секс, низменный!” – М.Распутина), да немолодую женщину в красном, которая меньше всего на свете напоминала Lady in Red Криса де Бурга. Все остальные на их фоне растворились.

И Бивису стало скучно.

Увы, он так ничего и не узнал ни о культуре, ни о сексе.

Однако поклонники ТВ-таланта министра культуры посмотрели все до конца. Они с досадой наблюдали за Ширвиндтом, который вел себя как на партсобрании, в очередной раз подтверждая известный тезис о том, что талант не облагораживает своего носителя. Умилялись неугомонному Евгению Матвееву, доброжелательно слушали Марка Рудинштейна, искренне сочувствовали Игорю Кону и прочим разумным существам, которые не решились перечить “народным ораторам”.

5.

“Культурная революция” – самый любопытный проект нашего телевидения. Именно эта передача со всею наглядностью показывает, что известным людям следовало бы десять раз подумать, прежде чем открывать рот. Им надо учиться отстаивать свои позиции, формулировать точки зрения, аргументированно нападать и защищаться. А здравомыслящим борцам культурного фронта следует поднабраться ораторского мастерства. Научиться добавлять в свои выступления самую что ни на есть сексуальную энергию. Дабы с успехом двигать культуру в массы.

Пока шоу Швыдкого только раздевает разномастных королей. Но, может быть, оно выявит новых. Или чему-нибудь научит старых?

М.ЛЕСКО.

Фото А.АЛЕЙНИКОВА, Е.ЛИСОВСКОГО, Л.ШАРЛОВСКОЙ и из архива ИД “Новый Взгляд”.


М. Леско


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КЭМЕРОН ДИАС НЕ ЕСТ ДЕТЕЙ
ДЖОРДЖ МАЙКЛ НАПОМИНАЕТ О СЕБЕ
Великие композиторы Италии
ДЖУЛИЯ РОБЕРТС ЗНАЕТ
Коротко
ПО СЛЕДУ ПУТИНА
АМЕРИКАНСКОЕ КИНО
МОРЩИНЫ БРИЖИТТ БАРДО
ЖЕНЩИНА ПРОТИВ ТЕРМИНАТОРА
БЕСПОЧВЕННЫЙ ИСК СТАЛЛОНЕ
СОФИ МАРСО ОГРАБИЛИ
КАЛКИН ВОСЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Уикэнд
Deep Purple
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В “МУЛЕН РУЖ”!


««« »»»