Музыкальный летописец

Рубрики: [Музыка]  [Шоу-биз]  

Судьба свела меня с этим человеком в 2006 году во время подготовки концерта в Государственном Кремлевском дворце, посвященном 85-летию выдающегося мастера, моего любимого композитора Арно Бабаджаняна. Взяв на себя обязанности генерального продюсера Фонда памяти Арно Арутюновича, я многие часы проводил в студиях на записях новых версий знаменитых песен, искал в различных архивах и в интернете золотые раритеты мастера. К сожалению, как казалось на тот момент, зачастую, утраченные. И тут появился Сергей Борисов. Тихо, без какого-либо пафоса и подчеркивания своей значимости, он предоставил записи, песен, которые впоследствии прозвучали в исполнении звезд нашей российской эстрады в Кремле. Причем, небезынтересно то, что многие из этих звезд родились уже после ухода из жизни Арно Бабаджаняна в 1983 году и многие песни были гораздо старше их исполнителей. И в том, что удалось перекинуть подобный мост из прошлого века, вернуть в сегодняшний день наше песенное наследие, несомненная заслуга этого скромного человека. Впоследствии я узнал, что он сейчас – пожалуй, главный хранитель нашей музыки прошлых времен и к нему за помощью обращаются музыканты и продюсеры всей огромной страны В архивах Сергея Борисова, которые он превратил в замечательное инет-издание Красную Книгу Российской Эстрады тысячи записей, зачастую – раритетных и уникальных.

- Сереж, как ты сподобился заняться всем этим, стать своеобразным нестором-летописцем от музыки? Ведь это немыслимая пахота – разыскивать на разных носителях от винила до магнитофонных лент, песни и романсы, реставрировать их, перегонять в цифру выкладывать в интернете?

- Что касается «пахоты», то она только в радость, коль приносит пользу людям. Не представляю, как можно жить без интересной работы. Полагаю, что главное, к чему стремится сайт «Красная Книга Российской Эстрады» (ККРЭ), всё же не собрание различных записей (помимо песен и романсов ещё есть и миниатюры и репризы мастеров юмора). Если и есть чем гордиться ККРЭ, то это в первую очередь найденными биографиями и фотографиям мастеров, порой и не столь далёкого прошлого, но уже с явной тенденцией к тому, что их потихоньку забывают. Отсюда и название «Красная Книга». Главное – сами люди, авторы и исполнители эстрадных произведений, а собранные записи – это иллюстрация их мастерства. Здесь неоспоримое преимущество интернетовской «книги» над печатными изданиями. Есть информация, а кликнул на ссылку – и зазвучал голос любимого певца. Каждый пользователь может услышать на сайте записи, которым не один десяток лет. Многие из них «гуляют» и на других ресурсах, но без информации о том, кто сочинил и исполнил эти произведения. Особая несправедливость в интернете по отношению к авторам. Зачастую, артистов ещё помнят и говорят о песнях Кристалинской и Пьехи, Виноградова и Бернеса, забывая имена их создателей – композиторов и поэтов. Впрочем, этим пороком не в меньшей мере страдают и радио с телевидением. Потому стараюсь не выкладывать записи пока не найду их авторов и исполнителей.

- Тебе, видимо, как и герою П. Луспекаева, таможеннику Верещагину в «Белом солнце», за державу стало обидно. Каково было наблюдать, как под напором современной безмозглой попсы уходят из нашей жизни и сознания нынешнего поколения, поистине, драгоценные шедевры, написанные и спетые выдающимися мастерами? Наверное, не хотелось мирится с тем, что все это канет в лету, станет невозвратимо потерянным?

- У меня, к сожалению, нет каких-либо глобальных медийных возможности для пропаганды этого наследия. Пусть этим, хоть в каком-то виде, занимаются наши FM каналы и телепрограммы, работающие в сегменте «ретро». Но благодаря чуду интернета, я могу сегодня собирать, обмениваться с тысячами людей, как и я, влюбленными в музыку, своими записями, никому не кланяясь и не от кого не завися. А в том, что занимаюсь нужным и важным делом, с каждым годом убеждаюсь все больше и больше. Сама за себя, наверное, говорит статистика посещения сайтов – более пяти тысяч в день.

- Помню, как в наши «штормовые девяностые», придя на бывшую улицу К. Готвальда по известному всем музыкантам адресу, в Бюро пропаганды советской музыки, где уже обосновывалась какая-то новоявленная коммерческая структура, я увидел во дворе возле мусорного бака полусожженные ноты оркестра Силантьева. Это были партитуры лучших песен наших выдающихся композиторов, оказавшихся на тот момент никому не нужными. Страшное было время… Социальные передряги, бесконечное вранье властей, моральная деградация общества. И банкротства – не только финансовые, но и сплошные дефолты во всем том, что касалось нашего культурного наследия. Столь любимой нами, музыки в частности. Дорвавшиеся до кормила «младореформаторы» повели себя ничуть не лучше своих дедов-революционеров, разрушая все, что было до них, «до основанья». В опалу угодила и советская песня. Вопрос был, а что «затем»? А затем – из всех щелей поперла коммерческая фанерная попса, песенки в которых с трудом улавливался мотив, в отличие от вытесненных ею из эфира, произведений настоящих композиторов, которые можно было не только слушать с удовольствием и радостью, но и самим петь за столом, у костра…

- Вот и родилась идея собирать, классифицировать по авторам и исполнителям те самые песни и романсы прошлых лет и размещать в ККРЭ. Здесь необходимо сказать о соблюдения авторских прав. Текст Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» представлен на главной странице сайта. Стараюсь ни в коей мере не быть «пиратом». Большинство записей, размещённых на сайте, почерпнуты из старых грампластинок. Права на эти записи принадлежат фирме «Мелодия», мне удалось добиться разрешения на размещение тех записей, которые в настоящее время не реализуются на ее продукции. Записи, выходящие на CD и DVD «Мелодии», удаляются из ККРЭ. Коль записи легко можно купить, то зачем им быть в «Красной Книге»? Не от хорошей жизни, как ты знаешь, создаются эти «Красные Книги» об исчезающих видах растений и животных на земле. На тот момент, как мне казалось, подобная опасность стала угрожать и любимым многими поколениями песням, романсам, всему тому, что не вписывалось в новодельное понятие «формат». ККРЭ существует с 2004 года именно для того, чтобы люди, зайдя на ее страницы, могли прикоснуться к нашей, поистине – великой песне, причаститься к творчеству выдающихся мастеров прошлых лет – композиторов, поэтов, исполнителей. На сегодняшний день у меня собраны более тысячи ста страниц с их биографиями и работами. Ну, и конечно, сами записи, порой, действительно уникальные, добытые отовсюду, вплоть до старинных граммофонных пластинок. Отреставрированные, отцифрованные, он выложены на порталах, которые я создал. По самым скромным подсчетам их сегодня уже более двадцати пяти тысяч.

- Испытывает ли «Красная книга» конкуренцию других ресурсов сходной тематики?

- В сети есть немало сайтов, активно пропагандирующих культуру и, в частности, эстраду. Очень интересны и разнообразны сайты «Советская музыка», «Погружение в классику», «Старая пластинка», «Ретро-портал», «Музыкальный огонёк», великолепны персональные сайты Александры Пахмутовой и Муслима Магомаева… Бесконечно обширен и разнообразен ресурс YouTube с видеороликами. Очень рад, что они есть, посещать их интересно и я радуюсь тому, что в совокупности с ККРЭ эти сайты способны охватить все жанры, стили и времена отечественной эстрады. Генеральное направление ККРЭ – представление «композиторской песни», а фольклору, бардовской песне и т. н. «шансону», вынужден уделять меньше места и времени. Конечно, было бы правильнее, если бы систематизацией сокровищ культуры и сохранением памяти о выдающихся людях искусства занимались не только частные лица, но и соответствующие государственные структуры. Давно, наверное, назрела необходимость в том, чтобы Министерство культуры, взялось за сохранение и популяризацию музыки, живописи, литературы всех видов искусства, используя возможности мультимедийных технологий и интернета.

- А приносит ли сайт какой-либо доход самому автору?

- Я категорически против этого. Предложения были и на покупку дисков содержащих записи портала, и на покупку самого ресурса или отдельных его составляющих. Последнее делается с такой целью – вы заходите, на полюбившийся сайт, например, Владимира Трошина, а там коммерческая реклама. Для меня согласиться на это – было бы предательством по отношению к памяти о Владимире Константиновиче, которого любил, был знаком с ним. Надо сказать, что знакомство со многими замечательными творческими личностями – высшая плата, за которую не жаль ни труда, ни потраченного времени. Мог ли я, простой любитель музыки, мечтать когда-либо, что мне посчастливиться общаться с Людмилой Лядовой, Станиславом Важовым, Рудольфом Мануковым, Виктором Темновым, Оскаром Фельцманом, Евгением Щекалёвым, Валентиной Дворяниновой, Капиталиной Лазаренко, Тамарой Миансаровой, Руженой Сикорой, четой народных артистов Капитолиной Кузьминой и Михаилом Новохижиным, Геннадием Каменным, Львом Полосиным, Дмитрием Ромашковым, Эдуардом Хилем, с детьми Арно Бабаджаняна, Эдуарда Колмановского, Аркадия Островского, Серафима Туликова, Алексея Фатьянова.

- Ну, и, конечно, о развитии твоего сайта интересно бы узнать

- В двух словах – искать и размещать. И стремиться не только к максимальному собранию записей, а и предоставлять посетителям сайта возможность узнать о творческой жизни мастеров искусства прошлых лет, историю создания и исполнения их творений. Это очень важно для того, чтобы не «прервалась связь времен» и мы не стали «иванами, не помнящими родства».
Поэтому я и считаю эту работу – главным моим сегодняшним делом…


Владимир Попков

Закончил журфак МГУ, пишет стихи, прозу. Печатается в "Литературной газете", "МК", "Мосправде", "Новом взгляде", "Собеседнике" др. изданиях. Лауреат телеконкурса "С песней по жизни" и телефестиваля "Песня года". Автор сборника стихов и песен "Апрельский человек" и прозы "Подоконник". Член Союза журналистов, Комитета московских литераторов.

Оставьте комментарий



««« »»»