Куда дальше – не угадаешь

Когда музыкант понимает, что уже не переплюнет себя молодого, что лучшие хиты позади, у него есть три пути.

Первый – продолжать кататься со старыми хорошими песнями, покуда на них есть спрос. Спрос иногда кончается, музыкант надоедает окончательно и начинает скитаться по ретро-фестивалям на стадионах, а потом и по ретро-вечеринкам в клубах. Второй вариант – поспорить со временем: подслушивать у молодых, всячески примодняться и делать на своей музыке пластические операции. Этот путь, как правило, вызывает еще большее сожаление, чем первый, потому что удачных примеров омоложения раз-два и обчелся. Наконец, третий вариант – делать что должен. Есть и четвертый – освоить вязание крючком

По этой дороге пошли большинство «классиков русского рока» – и «Аквариум», и «Машина времени», и «ДДТ». Все они могли бы почивать на лаврах, но регулярно выпускают новые альбомы, делясь со слушателями своими актуальными мыслями. Насколько последние созвучны ожиданиям аудитории – вопрос отдельный. Никому из «классиков» не удалось избежать самоповторов, никто (почти) за последнее время не смог стать интернет-мемом, однако, нет сомнений в том, что они продолжают честно делать свое дело – теперь уже не для широчайших масс населения, но для преданных поклонников и внимательных слушателей. Видно, что они себя творить не заставляют: это уже образ жизни и, к счастью, до впадания в маразм у перечисленных команд еще не дошло.

К этой когорте принадлежит и «Алиса». Последние лет десять слушать ее альбомы совершенно необязательно – они не задают тенденции, не содержат музыкальных открытий, и в них нет, грубо говоря, ничего того, что Константин Кинчев не создавал раньше. Однако музыкант в России больше, чем музыкант – по крайней мере, так было, когда «Алиса» начинала. Поэтому последние пластинки Кинчева – это не просто сборники сочинившихся песен, но всякий раз результат духовных исканий поэта. Музыкальные формы отработаны – но слова сказаны не все. К тому же у мыслящего человека набор символов и образов постоянно обновляется, вот и Константин Евгеньевич меняется от диска к диску. Следить за этим довольно интересно – тем, кому вообще интересно чужое развитие. Как бы то ни было, в недавних альбомах «Алисы» находили отражение и воинствующая хоругвеносность Кинчева, и патриотизм на грани национализма, и шутовское ерничанье над собственной политизированностью.

В «Ъ» интонации вновь меняются. Среди привычных чеканных формулировок и фирменных рубленых образов у Кинчева попадаются почти былинные размышления: «От одних кровей, на одной земле резня, что такое «мы», пришлому понять нельзя» («В путь»). И тут же в песне «Страх» в немного лубочной форме поэт выносит вердикт надеждам на лучшее для страны: «Если власть пришла на время, что закон как решето, эх, земля моя Рассея, всё не так и всё не то». Большинство песен здесь – боевики («Работа», «Твердый знак», «Зона», «Главное» и др.) или тяжелые баллады («Страх», «Звезда»). В песне «Крик» Константин Кинчев практически переходит на речитатив, в припеве сменяющийся помпезным и запоминающимся рефреном. Лирическая композиция «Дождь и я» поражает строчками «дождь, как и я, ночью по лужам будет бродить до утра», более подходящими какому-нибудь бойз-бэнду.

Но основное зерно нынешнего мировоззрения Кинчева выражает все же трек «В путь»: «Главным дорожить, лишнего не брать – и в путь». Но куда он двинется дальше – не угадаешь.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Повалий выпускает альбом
Коротко
Деньги разрушают все
Концерт
В стилистике триллера
Книга-месть Отара Кушанашвили
Скандалы
Получил «Золотого Хьюго»
Самый красивый француз
«Мосфильм»: дела, проекты, планы
Сидишки
«Аzгардъ» споет хит Майкла Джексона
Искра на заправке
Противостояние людей и зверей


««« »»»