ЧТО МЕШАЕТ РОССИИ?

ЕВГЕНИЙ ШАПОШНИКОВ,

маршал, главный военспец “НВ”

Первое. Неопределенность, неясность, нечеткость целей, приоритетов, интересов и задач.

Это проявляется в отсутствии четко сформулированных принципиальных интересов и ориентиров государства Российского и его народа на переходный период, путей и методов их достижения, возможных негативных явлений и лишений, которые нам необходимо преодолеть для достижения этих ориентиров, широкой и конкретной программы действий, хорошо проработанной и изложенной ясным языком, понятным большинству народа.

Если нет этого, то не о чем и говорить.

Я имею в виду не пропагандистское пустословие, а серьезное и объективное информационное обеспечение народа с разъяснением ему концептуальных положений, программ, задач и освещением процесса их реализации. Естественно, при их наличии.

Вспомним период коммунистического правления, когда у нас болели уши от потока информации, в которой разъяснялось, навязывалось все “историческое”, “величайшее” и “судьбоносное”, что сопутствовало нам на пути к светлому будущему под всепобеждающим знаменем неумирающей идеологии.

Я против такой шумихи, но вспомним и те страны, которые проходят этапы в своей истории (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и другие), а также и более стабильные страны, где не реже чем один раз в неделю выступают первые лица страны с разъяснением своему народу основных положений внешней и внутренней политики, решений экономических и социально-политических задач, программ и проблем.

Согласитесь, что это успокаивает общество и стабилизирует в нем обстановку. А изложение правды своему народу не оставляет за кадром каверзных вопросов, выбивает почву из-под ног оппозиции, повышает доверие народа к своему руководству. А у руководства – ответственность за произносимое. Ведь не может же нормальный руководитель говорить одно и то же еженедельно.

Такое информационное обеспечение служит консолидации общества, вооружает его четкими и ясными ориентирами, а некоторые ограничения в выступлениях крайних оппозиционеров, призывающих к свержению, уничтожению, реваншу и разжигающих национальную рознь, нам не помешают.

Многим появление этих лиц в средствах массовой информации не мешает и сейчас. Народ в своей основе способен разобраться “кто есть кто”, но когда разрушительные призывы звучат чаще, нежели созидательные, это не совсем оправдано.

Более того, они часто бывают привлекательными, так как упрощены до безобразия из-за популизма их авторов, из-за их величайшей способности паразитировать на недостатках. Но за этим кроется одно – стремление “порулить” или войти в историю.

Второе. Не забывая о том, что мы люди, помнить и то, что мы прежде всего – россияне, а потом уже левые, правые, коммунисты, демократы и прочие. Такое разнообразие и разноцветье политических сил не украшает столь большой и в целом привлекательный российский ковер. Наличие в нем реваншистских и экстремистских группировок наполняет его какими-то страшными (кровавыми) или ничего не значащими (затасканными и поблекшими) красками, которые общество уже начинает справедливо забывать.

Более того, если рассмотреть течения и движения демократического толка (ДемВыбор России, ДемРоссия, Яблоко, Прес, Союз 12 декабря, РДДР и другие), то становится очевидным, что у них больше общего, нежели противоречивого.

Но на этих маловажных для нормального человека несоответствиях строится целая политика, раскалывается общество, собираются блоки, а их лидеры стремятся лишь к одному – к 1996 году, когда они смогут реализовать себя в качестве кандидата на пост Президента, а возможно, и Президента.

Мой личный анализ показывает, что шансов стать Президентом кому-либо из лидеров перечисленных мною движений крайне мало.

В то же время каким-то образом консолидироваться, пойти друг другу навстречу, сблокировавшись на главном, отодвинув второстепенное, а вместе с ним и свои амбиции, им пока не удается из-за непонимания своей слабости по отдельности, из-за недооценки силы оппозиционных движений, которые имеют лучшую способность к смыканию, к выживаемости, даже и организованности.

Здоровый и многочисленный центр сегодня ждет консолидации не только демократических движений, но, возможно, и новых здравомыслящих, отвечающих его чаяниям лидеров, способных творить, а не копировать, и тот смотрит вперед, а не пытается спрятаться в прошлом, кто не забыл историю и людей.

Третье. Разные точки зрения по федеративному устройству современной России.

Исходя из того, что мы, с одной стороны, являемся русскими, татарами, якутами, осетинами, кабардинцами и др., с другой стороны, гражданами России, думаю, бессмысленно продолжать спор о том, кто из нас лучше. Это так же бессмысленно, как и спор о том, что лучше в лесу – береза или осина, ель или сосна. Без них не будет леса, без разнообразия наций и народов не будет России. Те же, кто призывает иметь одну нацию и одного вождя, пусть изучат историю.

Следовательно, нам нужен такой федерализм, при котором имелось бы общее и особенное. Такое правление, которое наш многочисленный центр толкует так: “Сверху видней, но снизу сподручней”.

За общее отвечает федеральное руководство, за особенное – субъекты. Общее делает страну монолитной, особенное – гибкой. И то, и другое – признаки силы и мудрости. В разделении их функций и может проявиться истинное самоуправление без лицемерного права на самоопределение с отделением. От кого отделяться: от истории, от общей обороны, от народа, частью которого являемся?

Четвертое. Совершенствование нашего законодательства. Здесь непочатый край работы. Главным в этой работе является приведение в соответствие всего законодательного блока – Конституции, законов, указов, распоряжений, постановлений и пр. Другими словами, построение единого и сильного законодательного русла, “выпрыгивание” из которого любому человеку или чревато, или вообще невозможно. Но законы должны быть не только сильными, но и постоянно действующими. Они обязаны работать на человека, открывая шлюзы для его совершенствования в тех направлениях, которые не представляют опасности для гражданина, общества, государства и человечества в целом.

И наоборот, все опасные, вредные и мерзкие для человека направления должны быть напрочь перекрыты для всех и для каждого.

Пятое. Радикальное реформирование нашего образования и воспитания на базе величайших достижений человечества с предоставлением возможности полностью раскрыть себя в личностном и профессиональном плане независимо от национальной и партийной принадлежности. Это тесно связано с законодательной и правовой базой.

Человек, воспитанный в свободе, будет по-настоящему признавать необходимость суровых законов, исполнение которых будет диктоваться не столько неотвратимостью наказания, сколько высокой культурой, моралью, нравственностью, образованностью. Такой человек будет смотреть на нарушителя законов как на инородное тело, которое, подобно недоброкачественной опухоли, подлежит немедленному отторжению, хотя и с болью, но без сожаления.

Немаловажную роль для формирования человека будущего должно сыграть и изучение нашей непростой истории. В ней есть все, но до сих пор нет объективного ее изложения, без политической конъюнктуры, без лицемерия и фальши, без перегибов.

Объективное изложение и изучение нашей истории поможет сформировать нам гражданина-патриота, свободного от экстремизма и не ограниченного идеологическими шорами.

Шестое. Экономическая реформа. Это особый, трудный и длительный процесс. Главное в нем – заинтересованность граждан, осознание абсолютным большинством из них, что их благосостояние в их руках, кем им быть – это их дело, естественно, в рамках законодательства. Безусловно, общество хорошо функционирует при конкурсе талантов, рабочих, крестьян, товаров, видов услуг и т.д. Только труд, заинтересованный, свободный от диктата сверху, адекватно оплачиваемый, может явиться источником нашего благосостояния. Труд не на идеологическую теорию, а труд во имя себя, своих детей, внуков, а следовательно, страны, ибо главным достоянием любой страны является ее народ. Хорошо народу, хорошо и стране.

А кто не желает принимать участие в этом процессе, будет восприниматься соответствующим образом – бездельник, он и в Африке бездельник. Большинство нашего народа способно реализовать себя, если не ограничивать его инициативы и творчества, не затуманивать ему голову различными идеологиями.

Седьмое. Всесилие чиновников всех мастей и оттенков. Попробуйте оформиться на пенсию, или приватизировать квартиру, или устроить своему автомобилю технический осмотр. Если вы будете действовать как нормальный человек, вам придется износить не одну пару обуви.

Чиновники, получающие за свою работу зарплату, должны помогать нашему гражданину, нашему нормальному большинству. Но на деле получается наоборот: вы остаетесь всегда чем-то обязанным им.

Это одна категория чиновников, разлагающая наш народ и порождающая в нашем обществе социальную опасность.

Другая, не менее опасная, представляет высший эшелон наших чиновников.

Здесь их, по моему анализу, четыре категории.

Первая – нормальные люди, желающие добра остальным, стоящие на защите государственных интересов, воспринимающие все за чистую монету, не испорченные коррупцией и прочими “болезнями”.

Но их работа малоэффективна, так как у них нет связей, да они эти связи и не признают. Они пытаются работать на основе законов, а где и их нет – на основе здравого смысла или практического опыта.

Беда в том, что от них мало что зависит, поскольку есть другие, третьи и четвертые.

Другие, проколовшиеся на коррупции или коммерции, всю свою энергию направляют на ликвидацию следов с целью быть чистенькими, а при смене власти примкнуть к первым.

Третьи, настолько наследившие, что никакой метлой их следы не заметешь, плугом не запашешь; изощренные, окруженные свитой, постоянно заверяющие своих руководителей в своей безграничной любви к ним, часто наиболее приближенные к “первым” лицам, которые “стараются” не замечать их сволочизма – главное, что они любят и поддерживают.

Эта группа чиновников наиболее опасна. Сегодня она старается не только выжить, но и, возможно, прийти к власти при помощи награбленного. Если им это не удастся, они постараются поделиться с новой властью, продолжая творить свое черное дело и заменив в своих верноподданнических речах только фамилии, имена и отчества. Если и это не получится, они готовы “катапультироваться” в страну, где лежат их счета.

Четвертые имеются среди первых и вторых, но горячо желают вписаться в круг третьих. Они попадаются и среди отодвинутых прежде. Эти готовы перешагнуть через любой труп, лишь бы пристроиться к окруженцам.

Я не обобщаю. Но эти явления стали злить наше нормальное большинство. Самым печальным является то, что большинство-то видит, но почему не замечают этого наверху?

Органа, который бы всем и каждому нашел свое место, тоже нет, а если и есть, то там также имеется третья категория, которая тесно связана с себе подобными во всех эшелонах. От этого так много и нареканий на власть.

Давно пора поддержать первых, очистить вторых, отстранить третьих и не подпустить четвертых. Но для этого нашим руководителям тоже надо вспомнить, что и они – люди, а человек, тем более руководитель, обязан оценивать другого не по словам, а по делам, по способности произносить правду, а не лесть и ложь.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОДРОБНОСТИ ИЗ ЖИЗНИ П.А. ЗАКИДАЕВА
ДЕНЬГИ И СОЛНЦЕ
НЬЮ-ЙОРК СТОИТ МЕССЫ
МОЯ МИЛИЦИЯ КОГО БЕРЕЖЕТ?
ВАДИМ БАКАТИН. ТВ-парад
“ДВАДЦАТЬ ПИСЕМ ГОСПОДУ БОГУ”
Диагноз: наружная реклама
ИРИНА ОТИЕВА. Хит-парад
ТОТ ЕЩЕ ЯКОВЛЕВ
ПОРОДИСТЫЙ БЕРЕЗИН ЗАДЕЛАЛСЯ НАРОДНЫМ
САБИНА: …НЕ НА ВЕТРУ ТЩЕСЛАВИЯ, НО НА СВЕТУ СМИРЕНИЯ. (СТОЮ)
КУЛИНАРНАЯ РОЛЬ
РОК-ПРОРЫВ НА СЦЕНЕ “АРЛЕКИНО”


««« »»»